Практически каждый человек хоть раз в жизни оказывается в экстремальной ситуации, которая требует максимального напряжения воля и сил, умения быстро оценить происшедшее и выбрать наиболее эффективный способ защиты или спасения.
В первые минуты чрезвычайной ситуации под действием страха, паники, в состоянии аффекта, человек действует рефлексивно, на уровне подсознания. Главная причина этого — неподготовленность, незнание мер противодействия. Опыт ликвидации аварий и катастроф показывает, что число пострадавших, среди людей, знающих и умеющих применять на практике правила действий при чрезвычайных ситуациях, на 30—40 % меньше, чем среди людей, не владеющих этими знаниями и навыками.
Наиболее незащищенная и уязвимая часть населения — дети. Познавая окружающий мир, дошкольники попадают в ситуации, которые угрожают его жизни и жизни окружающих людей.
Родители, как правило, уделяют мало внимания обучению детей правилам безопасности. Часто они ограничиваются банальными запретами, что вызывает у ребенка только любопытство, интерес. Не имея практических навыков поведения в ЧС, дошкольники не знают, как необходимо действовать.
Сложившаяся обстановка требует начинать обучение основам безопасности уже в дошкольных учреждениях.
В МБДОУ «Детский сад № 15» в рамках Месячника гражданской обороны были организованы занятия с воспитанниками подготовительных групп, которые проводили инженер по охране труда Егорова Т. А., медицинская сестра Савкина Т. А., заместитель заведующего по воспитательно-методической работе Стрельникова Л.Н.
Вначале занятия Людмила Николаевна простыми и понятными для ребят словами рассказала о гражданской обороне, что такое индивидуальные средства защиты и для чего они нужны.
Затем Егорова Татьяна Александровна рассказала детям, как правильно действовать в случае возникновения чрезвычайной ситуации, объяснила, для чего предназначены противогаз и респиратор, как можно использовать в целях личной безопасности ватно-марлевую повязку. Каждый из ребятишек смог поучиться правильному надеванию средств индивидуальной защиты.
В конце занятия медицинская сестра Татьяна Александровна показала ребятам, как правильно и быстро оказать первую медицинскую помощь и перенести пострадавшего на носилках в безопасное место. Сотрудники детского сада на конкретных примерах учили детей поведению в той или иной ситуации, учитывая при этом возрастные особенности и уровень развития дошкольников.
Ребята усвоили главное правило поведения при возникновении чрезвычайной ситуации — не паниковать, не пугаться, а спокойно принимать меры к спасению.
Необходимо регулярно создавать искусственные ситуации, позволяющие тренировать ребенка. Только практический опыт позволит приобрести навыки правильного поведения, научит быстро реагировать и действовать по собственному опыту.