В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является как никогда ранее актуальной. Это объясняется тем, что к ним предъявляются весьма высокие требования, соответствовать которым могут только здоровые дети. А о здоровье можно говорить не только при отсутствии каких-либо заболеваний, но и при условии гармоничного нервно-психического развития, высокой умственной и физической работоспособности. Родители имеют возможность развивать личность ребенка, исходя из его индивидуальных возможностей, которые знают лучше, чем кто-либо другой. Они несут ответственность за его физическое, нравственное, умственное, социальное воспитание и развитие. Они хотят видеть своих детей здоровыми, жизнерадостными, активными, выносливыми, сильными, умными.
Важнейшим условием воспитания здорового ребенка является двигательная активность, которая оказывает благоприятное воздействие на формирующийся организм. Двигательная активность детей 3-7 лет имеет ярко выраженные индивидуальные проявления, что определяется, прежде всего, индивидуально-типологическими особенностями нервной системы и физического развития, степенью самостоятельности ребенка и устойчивостью его интересов к определенным играм и физическим упражнениям. Значимая роль в формировании двигательной активности принадлежит взрослым. Многое зависит от создания рационального двигательного режима в семье, включающего организованную и самостоятельную двигательную деятельность. К организованной деятельности относятся ежедневная утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения на воздухе и в помещении, а также совместные с родителями прогулки на детской площадке, в парке, лесу.
Родителям следует позаботиться о создании физкультурно-игровой среды. Правильный подбор и рациональное использование физкультурного оборудования способствуют развитию двигательной сферы ребенка, позволяют более полно удовлетворить его потребность в движении, формируют базовые умения и навыки, расширяют возможности использования разных видов упражнений. Так, лазанье по гимнастической стенке, канату, ходьба на лыжах, езда на самокате, велосипеде значительно увеличивают амплитуду движений, улучшают гибкость опорно-двигательного аппарата. Упражнения с мячом, обручем, скакалкой, метание предметов в цель (серсо, кольцеброс) способствуют развитию быстроты двигательных реакций. Балансирование на крупном набивном мяче, балансире, катящемся цилиндре, ходьба по шнуру, палке и т.д. развивают координацию и ловкость. Прыжки на батуте, ходьба на лыжах, езда на велосипеде, самокате, катание на санках с горок способствуют развитию ловкости и выносливости.
Вовлекайте своих детей в игры и упражнения, направленные на развитие ловкости, скорости и выносливости. Например:
- Прыгни и повернись.
- Ребенок выполняет прыжки на месте (на одной ноге, на двух ногах), по сигналу делает резкий поворот прыжком вокруг себя.
- Быстро переложи мяч.
- Ребенок стоит прямо, слегка расставив ноги, руки внизу, в одной мяч. По сигналу быстро перекладывает мяч из одной руки в другую впереди и сзади себя.
- Ударь и догони.
- Ребенок ударяет по мячу ногой, бегом догоняет его, берет в руки и бегом возвращается на место.
- Проведи мяч.
- По сигналу ребенок ведет мяч ногами, продвигаясь вперед к финишной линии. Достигнув ее, быстро разворачивается и ведет мяч обратно.
- Волчок.
- Ребенок, сидя в обруче, приподнимает ноги и, отталкиваясь руками, старается повернуться кругом.
- Догони обруч.
- Ребенок ставит обруч ободом на пол, энергично отталкивает его, догоняет и снова отталкивает, стараясь, чтобы он не упал.
- Юла.
- Ребенок ставит обруч ободом на пол, придерживая его сверху рукой. Резким движением закручивает обруч одной рукой вокруг вертикальной оси, затем быстро отпускает руку и ловит обруч.
- Удочка.
- Взрослый вращает веревку по полу вокруг себя. Ребенок перепрыгивает через веревку, стараясь не коснуться ее.
Эти игровые упражнения в значительной мере помогают скорректировать нарушения в психофизическом развитии ребенка, укрепляют его веру в свои силы и возможности.
Брыль Е.С., инструктор по физической культуре
Для ребенка дошкольного возраста быть постоянно в движении — это нормально. Дети активно осваивают пространство своей комнаты (квартиры), групповой
комнаты в детском саду, двора, где гуляют и т. п. На основании полученного опыта у них складываются пространственные представления, формируются отношения со сверстниками и взрослыми. Именно в этом возрасте закладываются основы физического развития и здоровья. Поэтому статья в этом плане очень полезная. Спасибо.
Спасибо за статью.Не забывайте, что каждый ребенок нуждается в физической активности. Если ваш ребеночек не может усидеть на одном месте, не ругайте его за это. Лучше придумайте какую-то веселую игру, побегайте вместе с ним. Тем самым, вы станете друг другу ближе, и сделаете еще один шажок навстречу счастливой и здоровой жизни.
Первые семь лет-это бурное развитие дошкольника как психического, так и физического. Каждый родитель, конечно же, должен обеспечить ребенка целесообразной средой и двигательной активностью. Двигательная активность-это, прежде всего, устойчивость организма к различным заболеваниям и появление положительных эмоций, которых в современном мире не хватает как детям, так и взрослым. А замечательные упражнения, которые предложены в статье, помогут сделать шаг к здоровому образу жизни, снять эмоциональное напряжение и просто провести весело время дома вместе с мамой и папой!
Каждый человек, даже маленький, желает быть красивым, совершенным. Это желание — верный стимул для приобщения детей к регулярным занятиям физкультурой, правильному питанию, соблюдению здорового режима.
Тем более физическое воспитание начинается с первых дней жизни ребёнка.
Педагоги давно отметили такую закономерность: ловкий ребёнок, как правило, умный ребёнок.
Тот, кто быстро и чётко схватывает «рисунок» движения, так же быстро и чётко усваивает учебный материал.
Спасибо за статью.