Технологическая карта НОД по познавательному развитию «Хлеборобы».

Приоритетная образовательная область: «Познавательное развитие».

Интеграция ОО: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Возрастная группа: подготовительная к школе группа.

Формы организации НОД: путешествие.

    Цель: Расширить знания детей о труде хлеборобов.

Образовательные задачи:

Задачи приоритетной ОО «Познавательное развитие»:

  1. Расширять представления дошкольников о нелёгком труде хлеборобов.
  2. Формировать элементарные знания о последовательном процессе выращивания хлеба.
  3. Дать представление о труде комбайнёра, агронома, тракториста.
  4. Способствовать развитию устойчивого интереса к экспериментированию.

  Задачи по ОО в интеграции:

ОО «Речевое развитие»:

  1. Обогащение и уточнение словаря по теме «Труд хлеборобов».
  2. Развитие всех компонентов устной речи в различных формах и видах детской деятельности.

ОО «Социально-коммуникативное развитие»:

  1. Формировать уважение к труду людей, выращивающих хлеб.
  2. Развитие свободного общения с взрослыми и детьми.
  3. Воспитывать выдержку, организованность, доброжелательность, интерес в совместной деятельности.

Виды детской деятельности: познавательная, игровая, опытно-экспериментальная, коммуникативная, трудовая.

Используемые методы и приёмы: беседа, метод вопросов, показ презентации и иллюстраций, художественное слово, отгадывание загадок, мотивирование детской деятельности, экспериментирование.

Предварительная работа: подбор дидактического и демонстрационного материала, создание презентации, подготовка оборудования для опытно-экспериментальной деятельности.

Оборудование для педагога: ноутбук, проектор, экран, презентация, аудиозапись музыки для волшебства; игрушка — Колосок; машина — комбайн; контейнер с землёй, зёрна пшеницы; мольберт.

Оборудование для детей: лупа, тарелочки с зерном, прозрачные ёмкости, баночки с водой, марля, тарелочки с пророщенным зерном.

Предпосылки учебной деятельности: умеет работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

Планируемый результат (целевые ориентиры): Ребёнок проявляет любознательность, инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями.

Структура НОД Содержание НОД Образовательная область (вид деятельности) Формы работы Наличие

средства

у детей

Образовательные

 задачи

Целевые

ориентиры

 

Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)

 

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей. Давайте с ними поздороваемся.

Дети: Здравствуйте.

Социально-коммуникативное развитие Ситуативный разговор Слово Развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками Может следовать социальным нормам поведения.
Воспитатель:

Собрались все дети в круг (показывают друг на друга)

Я — твой друг (показывает на себя)

и ты – мой друг (показывает на товарища).

Крепко за руки возьмёмся (берутся за руки)

и друг другу улыбнёмся (улыбаются).

Социально-коммуникативное развитие Психологическая игра Слово

Движение

Формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками Ребёнок обладает установкой положительного отношения к другим людям и самому себе.
Воспитатель: — Ребята, вы хотите узнать о чём или о ком мы с вами сегодня будем говорить? Я прочитаю стихотворение, а вы если внимательно послушаете сможете догадаться о чём сегодня пойдёт речь. Согласны?

Расскажу тебе, дружок,

Про чудесный колосок.

Тот, что зреет на полях –

Попадёт на стол в хлебах.

Сушки, плюшки и батон –

Хлеб приходит в каждый дом…

— О чём говорится в стихотворении?

(ответы детей)

— Молодцы, всё верно, мы с вами сегодня много узнаем не только о хлебе, но и о том, как его выращивают. Слышу чей-то голосок! Кажется, к нам кто-то спешит! А кто это вы узнаете если отгадаете загадку: «Он на солнышке стоит, и усами шевелит.  Разомнёшь его в ладони – золотым зерном набит!».

Дети: Это колосок.

Воспитатель показывает мягкую игрушку – колосок.

Социально-коммуникативное развитие Беседа

Художественное слово

Слово

Игрушка Колосок

Развитие эмоциональной отзывчивости, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками и взрослым Ребёнок проявляет

любознательность

 

Обладает начальными знаниями о хлебе.

Основная часть (содержательный, деятельностный этап)

 

Колосок: Какие молодцы, очень рад, что вы узнали меня! Стоял я с моими братцами–колосками в красивой вазе на полке в вашей группе, и услыхал, что сегодня пойдёт речь о хлебе. Вот и решил сам вам рассказать о том, какой путь проходит зёрнышко, чтобы стать душистым и вкусным хлебом, и о людях, которые выращивают хлеб. А вы согласны отправиться в увлекательное путешествие? (ответы детей).

Волшебство сейчас начнется,

Стоит Колоску взмахнуть,

Детям ярко улыбнется,

Позовет в далекий путь!

Звучит волшебная музыка, на экране появляется иллюстрация весеннего поля, на котором стоит агроном. (звучит аудиозапись)

Социально-коммуникативное развитие Ситуативный разговор

Художественное слово

Игровая ситуация

Слово

Мягкая игрушка Колосок

Музыка

Усвоение ценностей, принятых в обществе. Достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли.
Ребята садятся на стульчики перед экраном.

Агроном: Здравствуйте ребята! Меня зовут Иван Петрович, я агроном. Наступила весна, снег на полях быстро растаял от тёплых лучей солнышка.  Агроном, как и все, кто выращивает хлеб, отвечает за хороший урожай. Мне нужно проверить достаточно ли влаги в земле для семян, и хорошо ли прогрело землю солнышко. А ещё агроном проверяет семена на всхожесть.

И я предлагаю вам сделать это вместе со мной.

Познавательное развитие Просмотр презентации

Рассказ воспитателя

 

Слово Презентация Формирование первичных представлений о профессии агронома. Проявляет любознательность.
  Проводится экспериментальная деятельность. Дети проходят за столы, на которых стоят ёмкости с зерном, водой, марля и прозрачные стаканчики, лупы.

Колосок: Прежде всего нужно выбрать крепкие, целые зёрна. Смочите марлю водой, слегка отожмите и положите чистый прозрачный стаканчик.  На марле аккуратно разложите зёрна, прикройте краем влажной марли. В течении нескольких дней агроном будет наблюдать за зерном, как оно прорастает.

Агроном: Ребята, Колосок вам покажет зерно, которое уже начало прорастать. Его я начал проверять несколько дней назад.

Ребята с помощью лупы рассматривают пророщенные зёрна пшеницы.

Агроном: Спасибо вам за помощь!

Колосок: Ну а нам пора отправляться дальше. Нужно поторапливаться! Не зря в народе есть поговорка: «Весенний день – год кормит!»

Познавательное развитие Просмотр презентации

Экспериментирование

Колосок

Презентация

Оборудование для проведения эксперимента

Формирование первичных представлений о проращивании зерна. Проявляет любознательность
Основная часть (содержательный, деятельностный этап)

 

На экране следующий слайд

Колосок: И вот с разрешения агронома на поля выезжают трактора, для того чтобы вспахать землю. А кто из вас знает, кто управляет трактором? (ответы детей). Пашет землю тракторист, да приговаривает: «Черна земелька, а милее нет! Черна земелька – будет белый хлеб!». Вспашет тракторист землю и будет она мягкой, рыхлой – быстро семена взойдут!

Колосок: После того как вспашут землю, наступает пора посева семян. Вот и мы с вами сейчас посеем пшеницу.

 Все вместе подходят к столу, на котором стоит контейнер с землёй и семена пшеницы. Ребята под руководством воспитателя сеют семена пшеницы в контейнер с землёй.

Колосок: Понравилось ли вам сеять пшеницу? (ответы детей) А как вы думаете в поле также сеют семена пшеницы? (ответы детей)

— После того как землю вспашут, на поля выходят особые машины. Они называются сеялки. С помощью таких машин посеют семена ровными рядочками. Выставляются иллюстрации на мольберт.

Познавательное развитие

 

 

 

 

 

 

 

Презентация

 

Рассказ воспитателя

 

Организация трудовой деятельности

 

Слово

 

Колосок

 

Контейнер с землёй, зёрна пшеницы, грабли

 

Иллюстрации

 

 

 

 

 

 

 

Формирование первичных представлений об этапах выращивания хлеба. Проявляет любознательность
Колосок: Солнышко пригревает! Быстро зерно проросло! А дождик наши всходы поливает.

Физминутка «Приплыли тучи дождевые»

Приплыли тучи дождевые, Шагаем на месте.

Лей, дождь, лей. Хлопаем в ладоши.

Дождинки пляшут, как живые. Шагаем на месте.

Пей, росток, пей! Прыжки на месте.

И росток, склоняясь к земле зеленой, Наклоны вперёд.

Пьет, пьет, пьет. Хлопаем в ладоши.

А дождик теплый, дождь неугомонный Шагаем на месте.

Льет, льет, льет. (Прыжки на месте.)

Колосок: Но бывает так, что дождика давно нет! Тогда на помощь приходят новые машины – поливочные машины, которые орошают землю, то есть поливают. Выставляются иллюстрации на мольберт.

Познавательное развитие.

Физическое развитие.

Художественное слово

 

Игра-имметация

Игровые двигательные действия

 

Иллюстрации

Приобретение опыта в двигательной деятельности Может контролировать свои движения и управлять ими
Ребята возвращаются к экрану. На экране иллюстрации поля с созревшими колосьями.

Колосок:

Хлеб созрел, в полях моторы

Песню жатвы завели.

В степь выходят комбайнеры —

Полевые корабли.

Как называют машину, которой управляет комбайнёр? (ответы детей). Комбайн – это удивительная машина! (демонстрация машины) Она может выполнять несколько процессов: жнёт, то есть срезает колос и собирает их; очищает и ссыпает чистое зерно по специальному длинному рукаву в грузовые машины, которые беспрерывно подъезжают по сигналу комбайнёра. А из накопителя соломы комбайна через определенные промежутки времени сходят большие желтые копны обмолоченной соломы

— Богатый урожай уродился! А кто из вас знает где будут хранить зерно?

 

Познавательное развитие. Презентация

Художественное слово.

Рассматривание комбайна (игрушки).

Презентация

Игрушка — комбайн

 Слово

Развитие интересов детей и познавательной мотивации.

Формирование представлений о комбайне и труде комбайнёров.

 

Проявляет любознательность.
Следующий слайд.

Колосок: Всё зерно отвезут на элеватор. Элеватор – это специальное здание для хранения большого запаса зерна. От сюда зерно повезут на мельницу. А вы знаете для чего зерно везут на мельницу?

Дети: На мельнице из зерна сделают муку.

Колосок: Вот на мельнице пшеница

Здесь такое с ней творится!

В оборот её берут!

В порошок её сотрут!

Познавательное развитие.

 

Презентация

Художественное слово.

 

Презентация

Слово

Формирование представлений о хранении и переработке урожая зерновых.

 

Проявляет любознательность.
Колосок: А вот что делают из муки кроме хлеба, вы мне скажете если отгадаете загадки.

Словесная игра «Загадки – отгадки»

Дети отгадывают загадку и находят среди множества иллюстраций картинку с отгадкой.

У хлеба есть сестренки и братья,

Предлагаю их скорее отгадать я!

Все родственники эти из муки,

Замеси скорее тесто и пеки!

1.         Кольцо не простое,

Кольцо золотое,

Блестящее, хрустящее,

Всем на загляденье…

 Ну и объеденье! (Баранка или бублик.)

2. Что на сковородку наливают

Да вчетверо сгибают? (Блины)

3.Это печенье в глазури обычно,

В виде лепешки, фигурки привычной.

Сладкое, мятное…

Ставь быстро чайник,

Если к столу принесет кто-то… (Пряник.)

4. С открытою начинкою лепешка,

Посередине — творога немножко.

Всех пирожков известная подружка

Питательная, вкусная… (Ватрушка.)

5. На подбор все эти братцы,

Жалко с ними расставаться,

Все с начинкою дружки —

Ароматны… (Пирожки.)

Речевое развитие Художественное слово

Беседа

Рассматривание

Колосок

Слово

Иллюстрации с отгадками

Развитие грамматически правильной диалогической речи Может отгадывать загадки и использовать речь для выражения своих мыслей
  Колосок: Молодцы! Все мои загадки отгадали! Запомните наше удивительное путешествие, где мы смогли познакомиться с трудом хлеборобов! Люди каких профессий выращивают хлеб?

Дети: агроном, тракторист, комбайнёр.

Колосок: А мне пора прощаться, а вам в садик возвращаться.

Волшебство сейчас начнется,

Стоит Колоску взмахнуть,

Детям ярко улыбнется,

Позовет в обратный путь!

Звучит волшебная музыка.

Познавательное развитие

 

Социально-коммуникативное развитие

Беседа

Художественное слово

Колосок

Слово

Музыка

Формирование первичных представлений о хлеборобах Может использовать речь для выражения своих мыслей.
Заключительная часть (рефлексивный этап)

 

Воспитатель: Ребята, где же вы были? Что вы видели? (Ответы детей).

— Как интересно! Как много вы узнали, тогда вы с лёгкостью сможете ответить на мои вопросы. Готовы?

Словесная игра с мячом «От куда к нам хлеб пришёл?»

От куда дома появляется хлеб? (из магазина)

А в магазине он от куда берётся? (из пекарни)

Что делают в пекарне? (пекут хлеб)

Из чего пекут хлеб? (из муки)

Из чего делают муку? (из зерна)

От куда зерно? (с элеватора)

А в элеваторе оно от куда появляется? (с поля грузовые машины привозят)

А в поле от куда зерно? (выросло)

Кто вырастил урожай? (хлеборобы).

— Молодцы! Ребята, если вам понравилось увлекательное путешествие возьмите себе на память колосок жёлтого цвета. Если вам что-то не понравилось или вы в чём-то затруднялись возьмите на память колосок зелёного цвета. А если вам ничего не понравилось и было неинтересно возьмите колосок коричневого цвета. 

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Словесная игра

 

 

 

 

 

 

 

Обсуждение

Похвала

Слово

Мяч

Колоски

Развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками.

Формирование первичных представлений о хлеборобах

Может использовать речь для выражения своих мыслей.

Ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, другим людям и самому себе.

Способен радоваться успехам других.

Адекватно проявляет свои чувства.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.