Технологическая карта НОД по познавательному развитию «Хлеборобы».

    Приоритетная образовательная область: «Познавательное развитие».

    Интеграция ОО: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

    Возрастная группа: подготовительная к школе группа.

    Формы организации НОД: путешествие.

        Цель: Расширить знания детей о труде хлеборобов.

    Образовательные задачи:

    Задачи приоритетной ОО «Познавательное развитие»:

    1. Расширять представления дошкольников о нелёгком труде хлеборобов.
    2. Формировать элементарные знания о последовательном процессе выращивания хлеба.
    3. Дать представление о труде комбайнёра, агронома, тракториста.
    4. Способствовать развитию устойчивого интереса к экспериментированию.

      Задачи по ОО в интеграции:

    ОО «Речевое развитие»:

    1. Обогащение и уточнение словаря по теме «Труд хлеборобов».
    2. Развитие всех компонентов устной речи в различных формах и видах детской деятельности.

    ОО «Социально-коммуникативное развитие»:

    1. Формировать уважение к труду людей, выращивающих хлеб.
    2. Развитие свободного общения с взрослыми и детьми.
    3. Воспитывать выдержку, организованность, доброжелательность, интерес в совместной деятельности.

    Виды детской деятельности: познавательная, игровая, опытно-экспериментальная, коммуникативная, трудовая.

    Используемые методы и приёмы: беседа, метод вопросов, показ презентации и иллюстраций, художественное слово, отгадывание загадок, мотивирование детской деятельности, экспериментирование.

    Предварительная работа: подбор дидактического и демонстрационного материала, создание презентации, подготовка оборудования для опытно-экспериментальной деятельности.

    Оборудование для педагога: ноутбук, проектор, экран, презентация, аудиозапись музыки для волшебства; игрушка – Колосок; машина – комбайн; контейнер с землёй, зёрна пшеницы; мольберт.

    Оборудование для детей: лупа, тарелочки с зерном, прозрачные ёмкости, баночки с водой, марля, тарелочки с пророщенным зерном.

    Предпосылки учебной деятельности: умеет работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

    Планируемый результат (целевые ориентиры): Ребёнок проявляет любознательность, инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями.

    Структура НОДСодержание НОДОбразовательная область (вид деятельности)Формы работыНаличие

    средства

    у детей

    Образовательные

     задачи

    Целевые

    ориентиры

     

    Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)

     

    Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей. Давайте с ними поздороваемся.

    Дети: Здравствуйте.

    Социально-коммуникативное развитиеСитуативный разговорСловоРазвитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстникамиМожет следовать социальным нормам поведения.
    Воспитатель:

    Собрались все дети в круг (показывают друг на друга)

    Я – твой друг (показывает на себя)

    и ты – мой друг (показывает на товарища).

    Крепко за руки возьмёмся (берутся за руки)

    и друг другу улыбнёмся (улыбаются).

    Социально-коммуникативное развитиеПсихологическая играСлово

    Движение

    Формирование готовности к совместной деятельности со сверстникамиРебёнок обладает установкой положительного отношения к другим людям и самому себе.
    Воспитатель: – Ребята, вы хотите узнать о чём или о ком мы с вами сегодня будем говорить? Я прочитаю стихотворение, а вы если внимательно послушаете сможете догадаться о чём сегодня пойдёт речь. Согласны?

    Расскажу тебе, дружок,

    Про чудесный колосок.

    Тот, что зреет на полях –

    Попадёт на стол в хлебах.

    Сушки, плюшки и батон –

    Хлеб приходит в каждый дом…

    – О чём говорится в стихотворении?

    (ответы детей)

    – Молодцы, всё верно, мы с вами сегодня много узнаем не только о хлебе, но и о том, как его выращивают. Слышу чей-то голосок! Кажется, к нам кто-то спешит! А кто это вы узнаете если отгадаете загадку: «Он на солнышке стоит, и усами шевелит.  Разомнёшь его в ладони – золотым зерном набит!».

    Дети: Это колосок.

    Воспитатель показывает мягкую игрушку – колосок.

    Социально-коммуникативное развитиеБеседа

    Художественное слово

    Слово

    Игрушка Колосок

    Развитие эмоциональной отзывчивости, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками и взрослымРебёнок проявляет

    любознательность

     

    Обладает начальными знаниями о хлебе.

    Основная часть (содержательный, деятельностный этап)

     

    Колосок: Какие молодцы, очень рад, что вы узнали меня! Стоял я с моими братцами–колосками в красивой вазе на полке в вашей группе, и услыхал, что сегодня пойдёт речь о хлебе. Вот и решил сам вам рассказать о том, какой путь проходит зёрнышко, чтобы стать душистым и вкусным хлебом, и о людях, которые выращивают хлеб. А вы согласны отправиться в увлекательное путешествие? (ответы детей).

    Волшебство сейчас начнется,

    Стоит Колоску взмахнуть,

    Детям ярко улыбнется,

    Позовет в далекий путь!

    Звучит волшебная музыка, на экране появляется иллюстрация весеннего поля, на котором стоит агроном. (звучит аудиозапись)

    Социально-коммуникативное развитиеСитуативный разговор

    Художественное слово

    Игровая ситуация

    Слово

    Мягкая игрушка Колосок

    Музыка

    Усвоение ценностей, принятых в обществе.Достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли.
    Ребята садятся на стульчики перед экраном.

    Агроном: Здравствуйте ребята! Меня зовут Иван Петрович, я агроном. Наступила весна, снег на полях быстро растаял от тёплых лучей солнышка.  Агроном, как и все, кто выращивает хлеб, отвечает за хороший урожай. Мне нужно проверить достаточно ли влаги в земле для семян, и хорошо ли прогрело землю солнышко. А ещё агроном проверяет семена на всхожесть.

    И я предлагаю вам сделать это вместе со мной.

    Познавательное развитиеПросмотр презентации

    Рассказ воспитателя

     

    Слово ПрезентацияФормирование первичных представлений о профессии агронома.Проявляет любознательность.
     Проводится экспериментальная деятельность. Дети проходят за столы, на которых стоят ёмкости с зерном, водой, марля и прозрачные стаканчики, лупы.

    Колосок: Прежде всего нужно выбрать крепкие, целые зёрна. Смочите марлю водой, слегка отожмите и положите чистый прозрачный стаканчик.  На марле аккуратно разложите зёрна, прикройте краем влажной марли. В течении нескольких дней агроном будет наблюдать за зерном, как оно прорастает.

    Агроном: Ребята, Колосок вам покажет зерно, которое уже начало прорастать. Его я начал проверять несколько дней назад.

    Ребята с помощью лупы рассматривают пророщенные зёрна пшеницы.

    Агроном: Спасибо вам за помощь!

    Колосок: Ну а нам пора отправляться дальше. Нужно поторапливаться! Не зря в народе есть поговорка: «Весенний день – год кормит!»

    Познавательное развитиеПросмотр презентации

    Экспериментирование

    Колосок

    Презентация

    Оборудование для проведения эксперимента

    Формирование первичных представлений о проращивании зерна.Проявляет любознательность
    Основная часть (содержательный, деятельностный этап)

     

    На экране следующий слайд

    Колосок: И вот с разрешения агронома на поля выезжают трактора, для того чтобы вспахать землю. А кто из вас знает, кто управляет трактором? (ответы детей). Пашет землю тракторист, да приговаривает: «Черна земелька, а милее нет! Черна земелька – будет белый хлеб!». Вспашет тракторист землю и будет она мягкой, рыхлой – быстро семена взойдут!

    Колосок: После того как вспашут землю, наступает пора посева семян. Вот и мы с вами сейчас посеем пшеницу.

     Все вместе подходят к столу, на котором стоит контейнер с землёй и семена пшеницы. Ребята под руководством воспитателя сеют семена пшеницы в контейнер с землёй.

    Колосок: Понравилось ли вам сеять пшеницу? (ответы детей) А как вы думаете в поле также сеют семена пшеницы? (ответы детей)

    – После того как землю вспашут, на поля выходят особые машины. Они называются сеялки. С помощью таких машин посеют семена ровными рядочками. Выставляются иллюстрации на мольберт.

    Познавательное развитие

     

     

     

     

     

     

     

    Презентация

     

    Рассказ воспитателя

     

    Организация трудовой деятельности

     

    Слово

     

    Колосок

     

    Контейнер с землёй, зёрна пшеницы, грабли

     

    Иллюстрации

     

     

     

     

     

     

     

    Формирование первичных представлений об этапах выращивания хлеба.Проявляет любознательность
    Колосок: Солнышко пригревает! Быстро зерно проросло! А дождик наши всходы поливает.

    Физминутка «Приплыли тучи дождевые»

    Приплыли тучи дождевые, Шагаем на месте.

    Лей, дождь, лей. Хлопаем в ладоши.

    Дождинки пляшут, как живые. Шагаем на месте.

    Пей, росток, пей! Прыжки на месте.

    И росток, склоняясь к земле зеленой, Наклоны вперёд.

    Пьет, пьет, пьет. Хлопаем в ладоши.

    А дождик теплый, дождь неугомонный Шагаем на месте.

    Льет, льет, льет. (Прыжки на месте.)

    Колосок: Но бывает так, что дождика давно нет! Тогда на помощь приходят новые машины – поливочные машины, которые орошают землю, то есть поливают. Выставляются иллюстрации на мольберт.

    Познавательное развитие.

    Физическое развитие.

    Художественное слово

     

    Игра-имметация

    Игровые двигательные действия

     

    Иллюстрации

    Приобретение опыта в двигательной деятельностиМожет контролировать свои движения и управлять ими
    Ребята возвращаются к экрану. На экране иллюстрации поля с созревшими колосьями.

    Колосок:

    Хлеб созрел, в полях моторы

    Песню жатвы завели.

    В степь выходят комбайнеры –

    Полевые корабли.

    Как называют машину, которой управляет комбайнёр? (ответы детей). Комбайн – это удивительная машина! (демонстрация машины) Она может выполнять несколько процессов: жнёт, то есть срезает колос и собирает их; очищает и ссыпает чистое зерно по специальному длинному рукаву в грузовые машины, которые беспрерывно подъезжают по сигналу комбайнёра. А из накопителя соломы комбайна через определенные промежутки времени сходят большие желтые копны обмолоченной соломы

    – Богатый урожай уродился! А кто из вас знает где будут хранить зерно?

     

    Познавательное развитие.Презентация

    Художественное слово.

    Рассматривание комбайна (игрушки).

    Презентация

    Игрушка – комбайн

     Слово

    Развитие интересов детей и познавательной мотивации.

    Формирование представлений о комбайне и труде комбайнёров.

     

    Проявляет любознательность.
    Следующий слайд.

    Колосок: Всё зерно отвезут на элеватор. Элеватор – это специальное здание для хранения большого запаса зерна. От сюда зерно повезут на мельницу. А вы знаете для чего зерно везут на мельницу?

    Дети: На мельнице из зерна сделают муку.

    Колосок: Вот на мельнице пшеница

    Здесь такое с ней творится!

    В оборот её берут!

    В порошок её сотрут!

    Познавательное развитие.

     

    Презентация

    Художественное слово.

     

    Презентация

    Слово

    Формирование представлений о хранении и переработке урожая зерновых.

     

    Проявляет любознательность.
    Колосок: А вот что делают из муки кроме хлеба, вы мне скажете если отгадаете загадки.

    Словесная игра «Загадки – отгадки»

    Дети отгадывают загадку и находят среди множества иллюстраций картинку с отгадкой.

    У хлеба есть сестренки и братья,

    Предлагаю их скорее отгадать я!

    Все родственники эти из муки,

    Замеси скорее тесто и пеки!

    1.         Кольцо не простое,

    Кольцо золотое,

    Блестящее, хрустящее,

    Всем на загляденье…

     Ну и объеденье! (Баранка или бублик.)

    2. Что на сковородку наливают

    Да вчетверо сгибают? (Блины)

    3.Это печенье в глазури обычно,

    В виде лепешки, фигурки привычной.

    Сладкое, мятное…

    Ставь быстро чайник,

    Если к столу принесет кто-то… (Пряник.)

    4. С открытою начинкою лепешка,

    Посередине — творога немножко.

    Всех пирожков известная подружка

    Питательная, вкусная… (Ватрушка.)

    5. На подбор все эти братцы,

    Жалко с ними расставаться,

    Все с начинкою дружки —

    Ароматны… (Пирожки.)

    Речевое развитиеХудожественное слово

    Беседа

    Рассматривание

    Колосок

    Слово

    Иллюстрации с отгадками

    Развитие грамматически правильной диалогической речиМожет отгадывать загадки и использовать речь для выражения своих мыслей
     Колосок: Молодцы! Все мои загадки отгадали! Запомните наше удивительное путешествие, где мы смогли познакомиться с трудом хлеборобов! Люди каких профессий выращивают хлеб?

    Дети: агроном, тракторист, комбайнёр.

    Колосок: А мне пора прощаться, а вам в садик возвращаться.

    Волшебство сейчас начнется,

    Стоит Колоску взмахнуть,

    Детям ярко улыбнется,

    Позовет в обратный путь!

    Звучит волшебная музыка.

    Познавательное развитие

     

    Социально-коммуникативное развитие

    Беседа

    Художественное слово

    Колосок

    Слово

    Музыка

    Формирование первичных представлений о хлеборобахМожет использовать речь для выражения своих мыслей.
    Заключительная часть (рефлексивный этап)

     

    Воспитатель: Ребята, где же вы были? Что вы видели? (Ответы детей).

    – Как интересно! Как много вы узнали, тогда вы с лёгкостью сможете ответить на мои вопросы. Готовы?

    Словесная игра с мячом «От куда к нам хлеб пришёл?»

    От куда дома появляется хлеб? (из магазина)

    А в магазине он от куда берётся? (из пекарни)

    Что делают в пекарне? (пекут хлеб)

    Из чего пекут хлеб? (из муки)

    Из чего делают муку? (из зерна)

    От куда зерно? (с элеватора)

    А в элеваторе оно от куда появляется? (с поля грузовые машины привозят)

    А в поле от куда зерно? (выросло)

    Кто вырастил урожай? (хлеборобы).

    – Молодцы! Ребята, если вам понравилось увлекательное путешествие возьмите себе на память колосок жёлтого цвета. Если вам что-то не понравилось или вы в чём-то затруднялись возьмите на память колосок зелёного цвета. А если вам ничего не понравилось и было неинтересно возьмите колосок коричневого цвета. 

    Социально-коммуникативное развитие

    Познавательное развитие

    Словесная игра

     

     

     

     

     

     

     

    Обсуждение

    Похвала

    Слово

    Мяч

    Колоски

    Развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками.

    Формирование первичных представлений о хлеборобах

    Может использовать речь для выражения своих мыслей.

    Ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, другим людям и самому себе.

    Способен радоваться успехам других.

    Адекватно проявляет свои чувства.

     

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.