Приоритетная образовательная область: «Познавательное развитие».
Интеграция ОО: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Возрастная группа: подготовительная к школе группа.
Формы организации НОД: путешествие.
Цель: Расширить знания детей о труде хлеборобов.
Образовательные задачи:
Задачи приоритетной ОО «Познавательное развитие»:
- Расширять представления дошкольников о нелёгком труде хлеборобов.
- Формировать элементарные знания о последовательном процессе выращивания хлеба.
- Дать представление о труде комбайнёра, агронома, тракториста.
- Способствовать развитию устойчивого интереса к экспериментированию.
Задачи по ОО в интеграции:
ОО «Речевое развитие»:
- Обогащение и уточнение словаря по теме «Труд хлеборобов».
- Развитие всех компонентов устной речи в различных формах и видах детской деятельности.
ОО «Социально-коммуникативное развитие»:
- Формировать уважение к труду людей, выращивающих хлеб.
- Развитие свободного общения с взрослыми и детьми.
- Воспитывать выдержку, организованность, доброжелательность, интерес в совместной деятельности.
Виды детской деятельности: познавательная, игровая, опытно-экспериментальная, коммуникативная, трудовая.
Используемые методы и приёмы: беседа, метод вопросов, показ презентации и иллюстраций, художественное слово, отгадывание загадок, мотивирование детской деятельности, экспериментирование.
Предварительная работа: подбор дидактического и демонстрационного материала, создание презентации, подготовка оборудования для опытно-экспериментальной деятельности.
Оборудование для педагога: ноутбук, проектор, экран, презентация, аудиозапись музыки для волшебства; игрушка — Колосок; машина — комбайн; контейнер с землёй, зёрна пшеницы; мольберт.
Оборудование для детей: лупа, тарелочки с зерном, прозрачные ёмкости, баночки с водой, марля, тарелочки с пророщенным зерном.
Предпосылки учебной деятельности: умеет работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.
Планируемый результат (целевые ориентиры): Ребёнок проявляет любознательность, инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями.
Структура НОД | Содержание НОД | Образовательная область (вид деятельности) | Формы работы | Наличие
средства у детей |
Образовательные
задачи |
Целевые
ориентиры
|
Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)
|
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей. Давайте с ними поздороваемся.
Дети: Здравствуйте. |
Социально-коммуникативное развитие | Ситуативный разговор | Слово | Развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками | Может следовать социальным нормам поведения. |
Воспитатель:
Собрались все дети в круг (показывают друг на друга) Я — твой друг (показывает на себя) и ты – мой друг (показывает на товарища). Крепко за руки возьмёмся (берутся за руки) и друг другу улыбнёмся (улыбаются). |
Социально-коммуникативное развитие | Психологическая игра | Слово
Движение |
Формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками | Ребёнок обладает установкой положительного отношения к другим людям и самому себе. | |
Воспитатель: — Ребята, вы хотите узнать о чём или о ком мы с вами сегодня будем говорить? Я прочитаю стихотворение, а вы если внимательно послушаете сможете догадаться о чём сегодня пойдёт речь. Согласны?
Расскажу тебе, дружок, Про чудесный колосок. Тот, что зреет на полях – Попадёт на стол в хлебах. Сушки, плюшки и батон – Хлеб приходит в каждый дом… — О чём говорится в стихотворении? (ответы детей) — Молодцы, всё верно, мы с вами сегодня много узнаем не только о хлебе, но и о том, как его выращивают. Слышу чей-то голосок! Кажется, к нам кто-то спешит! А кто это вы узнаете если отгадаете загадку: «Он на солнышке стоит, и усами шевелит. Разомнёшь его в ладони – золотым зерном набит!». Дети: Это колосок. Воспитатель показывает мягкую игрушку – колосок. |
Социально-коммуникативное развитие | Беседа
Художественное слово |
Слово
Игрушка Колосок |
Развитие эмоциональной отзывчивости, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками и взрослым | Ребёнок проявляет
любознательность
Обладает начальными знаниями о хлебе. |
|
Основная часть (содержательный, деятельностный этап)
|
Колосок: Какие молодцы, очень рад, что вы узнали меня! Стоял я с моими братцами–колосками в красивой вазе на полке в вашей группе, и услыхал, что сегодня пойдёт речь о хлебе. Вот и решил сам вам рассказать о том, какой путь проходит зёрнышко, чтобы стать душистым и вкусным хлебом, и о людях, которые выращивают хлеб. А вы согласны отправиться в увлекательное путешествие? (ответы детей).
Волшебство сейчас начнется, Стоит Колоску взмахнуть, Детям ярко улыбнется, Позовет в далекий путь! Звучит волшебная музыка, на экране появляется иллюстрация весеннего поля, на котором стоит агроном. (звучит аудиозапись) |
Социально-коммуникативное развитие | Ситуативный разговор
Художественное слово Игровая ситуация |
Слово
Мягкая игрушка Колосок Музыка |
Усвоение ценностей, принятых в обществе. | Достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли. |
Ребята садятся на стульчики перед экраном.
Агроном: Здравствуйте ребята! Меня зовут Иван Петрович, я агроном. Наступила весна, снег на полях быстро растаял от тёплых лучей солнышка. Агроном, как и все, кто выращивает хлеб, отвечает за хороший урожай. Мне нужно проверить достаточно ли влаги в земле для семян, и хорошо ли прогрело землю солнышко. А ещё агроном проверяет семена на всхожесть. И я предлагаю вам сделать это вместе со мной. |
Познавательное развитие | Просмотр презентации
Рассказ воспитателя
|
Слово Презентация | Формирование первичных представлений о профессии агронома. | Проявляет любознательность. | |
Проводится экспериментальная деятельность. Дети проходят за столы, на которых стоят ёмкости с зерном, водой, марля и прозрачные стаканчики, лупы.
Колосок: Прежде всего нужно выбрать крепкие, целые зёрна. Смочите марлю водой, слегка отожмите и положите чистый прозрачный стаканчик. На марле аккуратно разложите зёрна, прикройте краем влажной марли. В течении нескольких дней агроном будет наблюдать за зерном, как оно прорастает. Агроном: Ребята, Колосок вам покажет зерно, которое уже начало прорастать. Его я начал проверять несколько дней назад. Ребята с помощью лупы рассматривают пророщенные зёрна пшеницы. Агроном: Спасибо вам за помощь! Колосок: Ну а нам пора отправляться дальше. Нужно поторапливаться! Не зря в народе есть поговорка: «Весенний день – год кормит!» |
Познавательное развитие | Просмотр презентации
Экспериментирование |
Колосок
Презентация Оборудование для проведения эксперимента |
Формирование первичных представлений о проращивании зерна. | Проявляет любознательность | |
Основная часть (содержательный, деятельностный этап)
|
На экране следующий слайд
Колосок: И вот с разрешения агронома на поля выезжают трактора, для того чтобы вспахать землю. А кто из вас знает, кто управляет трактором? (ответы детей). Пашет землю тракторист, да приговаривает: «Черна земелька, а милее нет! Черна земелька – будет белый хлеб!». Вспашет тракторист землю и будет она мягкой, рыхлой – быстро семена взойдут! Колосок: После того как вспашут землю, наступает пора посева семян. Вот и мы с вами сейчас посеем пшеницу. Все вместе подходят к столу, на котором стоит контейнер с землёй и семена пшеницы. Ребята под руководством воспитателя сеют семена пшеницы в контейнер с землёй. Колосок: Понравилось ли вам сеять пшеницу? (ответы детей) А как вы думаете в поле также сеют семена пшеницы? (ответы детей) — После того как землю вспашут, на поля выходят особые машины. Они называются сеялки. С помощью таких машин посеют семена ровными рядочками. Выставляются иллюстрации на мольберт. |
Познавательное развитие
|
Презентация
Рассказ воспитателя
Организация трудовой деятельности
|
Слово
Колосок
Контейнер с землёй, зёрна пшеницы, грабли
Иллюстрации
|
Формирование первичных представлений об этапах выращивания хлеба. | Проявляет любознательность |
Колосок: Солнышко пригревает! Быстро зерно проросло! А дождик наши всходы поливает.
Физминутка «Приплыли тучи дождевые» Приплыли тучи дождевые, Шагаем на месте. Лей, дождь, лей. Хлопаем в ладоши. Дождинки пляшут, как живые. Шагаем на месте. Пей, росток, пей! Прыжки на месте. И росток, склоняясь к земле зеленой, Наклоны вперёд. Пьет, пьет, пьет. Хлопаем в ладоши. А дождик теплый, дождь неугомонный Шагаем на месте. Льет, льет, льет. (Прыжки на месте.) Колосок: Но бывает так, что дождика давно нет! Тогда на помощь приходят новые машины – поливочные машины, которые орошают землю, то есть поливают. Выставляются иллюстрации на мольберт. |
Познавательное развитие.
Физическое развитие. |
Художественное слово
Игра-имметация |
Игровые двигательные действия
Иллюстрации |
Приобретение опыта в двигательной деятельности | Может контролировать свои движения и управлять ими | |
Ребята возвращаются к экрану. На экране иллюстрации поля с созревшими колосьями.
Колосок: Хлеб созрел, в полях моторы Песню жатвы завели. В степь выходят комбайнеры — Полевые корабли. Как называют машину, которой управляет комбайнёр? (ответы детей). Комбайн – это удивительная машина! (демонстрация машины) Она может выполнять несколько процессов: жнёт, то есть срезает колос и собирает их; очищает и ссыпает чистое зерно по специальному длинному рукаву в грузовые машины, которые беспрерывно подъезжают по сигналу комбайнёра. А из накопителя соломы комбайна через определенные промежутки времени сходят большие желтые копны обмолоченной соломы — Богатый урожай уродился! А кто из вас знает где будут хранить зерно?
|
Познавательное развитие. | Презентация
Художественное слово. Рассматривание комбайна (игрушки). |
Презентация
Игрушка — комбайн Слово |
Развитие интересов детей и познавательной мотивации.
Формирование представлений о комбайне и труде комбайнёров.
|
Проявляет любознательность. | |
Следующий слайд.
Колосок: Всё зерно отвезут на элеватор. Элеватор – это специальное здание для хранения большого запаса зерна. От сюда зерно повезут на мельницу. А вы знаете для чего зерно везут на мельницу? Дети: На мельнице из зерна сделают муку. Колосок: Вот на мельнице пшеница Здесь такое с ней творится! В оборот её берут! В порошок её сотрут! |
Познавательное развитие.
|
Презентация
Художественное слово.
|
Презентация
Слово |
Формирование представлений о хранении и переработке урожая зерновых.
|
Проявляет любознательность. | |
Колосок: А вот что делают из муки кроме хлеба, вы мне скажете если отгадаете загадки.
Словесная игра «Загадки – отгадки» Дети отгадывают загадку и находят среди множества иллюстраций картинку с отгадкой. У хлеба есть сестренки и братья, Предлагаю их скорее отгадать я! Все родственники эти из муки, Замеси скорее тесто и пеки! 1. Кольцо не простое, Кольцо золотое, Блестящее, хрустящее, Всем на загляденье… Ну и объеденье! (Баранка или бублик.) 2. Что на сковородку наливают Да вчетверо сгибают? (Блины) 3.Это печенье в глазури обычно, В виде лепешки, фигурки привычной. Сладкое, мятное… Ставь быстро чайник, Если к столу принесет кто-то… (Пряник.) 4. С открытою начинкою лепешка, Посередине — творога немножко. Всех пирожков известная подружка Питательная, вкусная… (Ватрушка.) 5. На подбор все эти братцы, Жалко с ними расставаться, Все с начинкою дружки — Ароматны… (Пирожки.) |
Речевое развитие | Художественное слово
Беседа Рассматривание |
Колосок
Слово Иллюстрации с отгадками |
Развитие грамматически правильной диалогической речи | Может отгадывать загадки и использовать речь для выражения своих мыслей | |
Колосок: Молодцы! Все мои загадки отгадали! Запомните наше удивительное путешествие, где мы смогли познакомиться с трудом хлеборобов! Люди каких профессий выращивают хлеб?
Дети: агроном, тракторист, комбайнёр. Колосок: А мне пора прощаться, а вам в садик возвращаться. Волшебство сейчас начнется, Стоит Колоску взмахнуть, Детям ярко улыбнется, Позовет в обратный путь! Звучит волшебная музыка. |
Познавательное развитие
Социально-коммуникативное развитие |
Беседа
Художественное слово |
Колосок
Слово Музыка |
Формирование первичных представлений о хлеборобах | Может использовать речь для выражения своих мыслей. | |
Заключительная часть (рефлексивный этап)
|
Воспитатель: Ребята, где же вы были? Что вы видели? (Ответы детей).
— Как интересно! Как много вы узнали, тогда вы с лёгкостью сможете ответить на мои вопросы. Готовы? Словесная игра с мячом «От куда к нам хлеб пришёл?» От куда дома появляется хлеб? (из магазина) А в магазине он от куда берётся? (из пекарни) Что делают в пекарне? (пекут хлеб) Из чего пекут хлеб? (из муки) Из чего делают муку? (из зерна) От куда зерно? (с элеватора) А в элеваторе оно от куда появляется? (с поля грузовые машины привозят) А в поле от куда зерно? (выросло) Кто вырастил урожай? (хлеборобы). — Молодцы! Ребята, если вам понравилось увлекательное путешествие возьмите себе на память колосок жёлтого цвета. Если вам что-то не понравилось или вы в чём-то затруднялись возьмите на память колосок зелёного цвета. А если вам ничего не понравилось и было неинтересно возьмите колосок коричневого цвета. |
Социально-коммуникативное развитие
Познавательное развитие |
Словесная игра
Обсуждение Похвала |
Слово
Мяч Колоски |
Развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками.
Формирование первичных представлений о хлеборобах |
Может использовать речь для выражения своих мыслей.
Ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, другим людям и самому себе. Способен радоваться успехам других. Адекватно проявляет свои чувства. |