Структурно-функциональная модель взаимодействия МБДОУ «Детский сад № 15» и семьи

В соответствии с ФГОС ДО, одним из основных принципов дошкольного образования является сотрудничество ДОО и семьи. В Стандарте указывается, что дошкольная образовательная организация «является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития».

В  процессе ознакомления с профессиями и трудом людей отводится большая роль семье. Информативное воздействие родителей может проявляться во всех разновидностях их воспитательной деятельности, так как на каждом шагу мы сталкиваемся с необходимостью дать ребенку сведения о той или иной профессии. Это доступные беседы о себе, своей работе, пояснение сказок, произведений детской художественной литературы, иллюстраций к ним, мультфильмов, диафильмов, т. е. всего увиденного и услышанного.

В МБДОУ «Детский сад № 15» разработана структурно-функциональная модель взаимодействия ДОО и семьи по вопросам ранней профориентации дошкольников,  которая соответствует требованиям ФГОС ДО.

Цель структурно-функциональной модели: создание условий для эффективного взаимодействия с родителями воспитанников по вопросам ранней профориентации дошкольников через формирование единого образовательного пространства.

Задачи структурно-функциональной модели

  1. Создать условия для организации взаимодействия МБДОУ «Детский сад № 15» и семьи по вопросам ранней профориентации дошкольников.
  2. Создать условия для вовлечения родителей в образовательное пространство МБДОУ «Детский сад № 15».
  3. Разработать систему мероприятий по педагогическому просвещению родителей в вопросах ранней профориентации детей дошкольного возраста.
  4. Обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей в вопросах профориентации дошкольников.
  5. Обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и образовательных инициатив семьи.
  6. Обеспечить информационную открытость МБДОУ «Детский сад № 15» по вопросам ранней профориентации дошкольников.
  7. Содействовать изменению родителями осознания своей роли в вопросах ранней профориентации детей дошкольного возраста.
  8. Содействовать возрождению лучших традиций семейного воспитания через приобщение к истокам культуры народов Оренбургской области.
  9. Обеспечить условия для осуществления деятельности по ранней профориентации детей через организацию взаимодействия с объектами ближайшего социума и его представителями.

План взаимодействия МБДОУ «Детский сад № 15» с семьёй по вопросам ранней профориентации дошкольников

Информационно-аналитический блок предполагает сбор и анализ сведений о профессиях и увлечениях родителей, способностях и интересах воспитанников, изучение традиций семей, их затруднений и запросов в вопросах ранней профориентации дошкольников. Эти задачи определяют формы и методы дальнейшей работы педагогов. Работа с родителями в рамках информационно-аналитического блока строится по двум взаимосвязанным направлениям.

Первое направление — просвещение родителей, передача им необходимой информации по вопросам ранней профориентации (лекции, индивидуальное и подгрупповое консультирование, информационные листы, газеты, листы-памятки, библиотека для родителей, видеотека, аудиотека и т.п.).

Второе направление — организация продуктивного общения всех участников образовательных отношений. С этой целью планируются и проводятся такие мероприятия, которые включают родителей и детей в общее интересное дело, что активизирует взрослых на педагогическое общение с ребёнком.

Основной задачей педагогического коллектива является создание условий для ситуативно-делового, личностно-ориентированного общения на основе общего дела (рисунок, поделка, роль в спектакле, книга, игра, подготовка к празднику, походу, разработка общего проекта и т.д.). Для решения данной задачи выбираются соответствующие формы взаимодействия: игротеки, выставки выходного дня, театральная пятница, встреча с интересным человеком, праздники, издание семейных газет, журналов, защита семейных проектов, ведение домашних читательских дневников и другое.

В практическом блоке содержится информация, направленная на решение конкретных задач, которые связаны с вопросами ранней профориентации дошкольников. Формы и методы работы зависят от информации, полученной при анализе ситуации в рамках первого блока.

Контрольно-оценочный блок — это анализ эффективности мероприятий, которые проводятся специалистами дошкольного учреждения.

Для определения эффективности взаимодействия с родителями используется метод опроса, книги отзывов, оценочные листы, экспресс-диагностика и другие методы, применяемые сразу после проведения того или иного мероприятия. Не менее важным является самоанализ педагогов. Собеседование с детьми, наблюдения, учёт активности родителей могут быть использованы для отслеживания и оценки отсроченного результата.

Работа с данной моделью позволяет структурировать деятельность педагогического коллектива, как на уровне учреждения, так и на уровне отдельной группы детского сада.

1 комментарий:

  1. коллега

    К сожалению в обществе произошла девальвация ценностей труда и профессий. В массовом сознании закрепился только один критерий профессионального и жизненного успеха — критерий денег. Много денег добываешь — успешный, чего там с гордостью говорить о профессии, если она не кормит? Сломать этот стереотип можно только совместными усилиями образовательного учреждения и семьи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.