Современные образовательные технологии

    Обновление содержания образования требует от педагогов развития таких компетенций, которые помогли бы ему строить весь образовательный процесс в соответствии с ФГОС дошкольного образования. А значит, использовать в своей работе современные методы, формы обучения и воспитания, современные педагогические технологии обучения.

     1. Суть педагогической технологии

    Что же такое «педагогическая технология обучения»?  С одной стороны, технология обучения – это совокупность методов и средств обработки, представления, изменения и предъявления учебной информации, с другой – это наука о способах воздействия педагога на воспитанников в процессе обучения с использованием необходимых технических или информационных средств. В технологии обучения содержание, методы и средства обучения находятся во взаимосвязи и взаимообусловленности. Педагогическое мастерство педагога состоит в том, чтобы отобрать нужное содержание, применить оптимальные методы и средства обучения в соответствии с программой и поставленными образовательными задачами.

      Понятие “педагогическая технология” шире, чем понятие “методика обучения”. Технология отвечает на вопрос – как наилучшим образом достичь целей обучения, управления этим процессом. Технология направлена на последовательное воплощение на практике заранее спланированного процесса обучения.

    2. Классификация педагогических технологий

    В педагогической практике ДОУ могут быть использованы такие образовательные технологии, как:

    • Личностно-ориентированные технологии (самостоятельными направлениями здесь выделяются гуманно-личностные технологии, технологии сотрудничества и технологии свободного воспитания);
    • Технологии проблемного обучения;
    • Игровые технологии;
    • Развивающие технологии;
    • Технологии проектной деятельности;
    • Технологии коллективного обучения;
    • Здоровьесберегающие технологии;
    • Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ-технологии);  и др.

    Рассмотрим подробнее некоторые из них.

     Здоровьесберегающие технологии

    Здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики, как совокупностьформ и методов организации обучения детей без ущерба для иx здоровья, как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье ребенка и педагога.

    Виды здоровьесберегающих технологий:

    I.Технологии сохранения и стимулирования здоровья:

    –       стретчинг

    –       ритмопластика

    –       гимнастика для глаз

    –       гимнастика корригирующая

    –       гимнастика ортопедическая.

    II.Коррекционные технологии:

    –       технологии музыкального воздействия

    –       технологии воздействия цветом.

    III.Технологии обучения здоровому образу жизни:

    –       самомассаж

    –       проблемно-игровые технологии (игротренинги и игротерапия)

    –       коммуникативные игры

    –       биологическая обратная связь (БОС).

     Технология проблемного обучения

    Технология проблемного обучения направлена в первую очередь на то, чтобы ребенок самостоятельно добывал знания и учился их самостоятельно применять в решении новых познавательных задач.

    Для проблемного обучения характерно, что знания и способы деятельности не преподносятся в готовом виде, не предлагаются правила или инструкции, следуя которым обучаемый мог бы гарантированно выполнить задание. Материал не дается, а задается как предмет поиска. И весь смысл обучения как раз и заключается в стимулировании поисковой деятельности дошкольника. Поэтому проблемное построение занятий требует их особой организации, отражается на выборе методов и приемов обучения, влияет на структуру и, в определенной мере, на само содержание занятия.

    ИКТ-технологии (информационно-коммуникационные)

    Информационная компетентность дошкольника представляет собой основы, элементы знаний, умений и ценностного отношения к информации и информационным процессам, позволяющим ребенку включаться в доступные ему виды информационной деятельности: познавательной, игровой и др.

    В соответствии с Концепцией внедрения новых информационных технологий в дошкольное образование компьютер должен стать в детском саду ядром развивающей предметной среды. Он рассматривается не как отдельное обучающее игровое устройство, а как всепроникающая универсальная информационная система, способная соединиться с различными направлениями образовательного процесса, обогатить их и в корне изменить развивающую среду детского сада в целом.

    В настоящее время в практике ДОУ используются в основном такие ИКТ-технологии как:

    • подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, групп, кабинетов (сканирование, Интернет, принтер, презентации);
    • подбор дополнительного материала из различных источников к занятиям, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий;
    • обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов;
    • создание презентаций в программе Power Point для повышения эффективности образовательных занятий с детьми;
    • использование видеокамеры и соответствующих программ (принципиально новый способ для просмотра, хранения и предоставления для общего доступа всего видеоматериала, можно быстро создать незамысловатые фильмы, добавив к видео титры, переходы между сценами, фоновую музыку или наложение голоса);
    • использование Интернета в педагогической деятельности, с целью информационного и научно-методического сопровождения образовательного процесса в дошкольном учреждении, как поиск дополнительной информации для занятий, расширения кругозора детей.
    • оформление буклетов, визитных карточек учреждений, материалов по различным направлениям деятельности.
    • создание медиатек, которые представляют интерес не только для педагогов, но и для родителей.
    • использование компьютера в делопроизводстве ДОУ, создании различных баз данных.
    • создание электронной почты, ведение сайта ДОУ.

     Технологии проектной деятельности

    Проектная деятельность — это целенаправленная деятельность с определенной целью, по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования.

    Метод проектов – это педагогическая технология, ее стержнем является совместная со взрослым деятельность детей (исследовательская, познавательная, продуктивная), в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты. Применительно к детскому саду проект – это специально организованный воспитателем и самостоятельно выполняемый воспитанниками комплекс действий, направленных на разрешение проблемной ситуации и завершающихся созданием творческого продукта.

    Для реализации проекта педагог определяет этапы его реализации, продумывает содержание деятельности и осуществляет подбор практического материала. Схема плана реализации проекта представлена на слайде. Реализация любого проекта предполагает работу с детьми, методическую работу с кадрами и взаимодействие с родителями.

    Рассмотрим для примера план реализации проекта «Наши любимые книги».

    Проект «Наши любимые книги»

    План реализации проекта с детьми (младший дошкольный возраст)

    Этапы проектаСодержание деятельностиПрактические материалы
    I.Погружение в проект: обсуждение темы, определение мотивов участия детей в предстоящей деятельности1.Рассматривание книг, проведение беседы «Моя любимая книга».2.Рассматривание книжного уголка, его оформления.

    3.Знакомство с содержанием книг.

    и др.

     

    1.Беседа «Моя любимая книга», рассматривание иллюстраций.

    2.Чтение художественной литературы.

    и др.

    II. Выбор идей, поиск путей решения проблемы1.Определить место хранения книг в группе.2. Игры и упражнения на развитие интонационной выразительности речи.

    3.Встреча с библиотекарем.

    и др.

    1.Игра-занятие «Путешествие в поисках книжного уголка».2.Игры и упражнения в книжном уголке.

     

    3.Игра-занятие «Необыкновенные книги».

    III.Реализация идеи1.Работа в книжном уголке:-чтение (рассказывание) сказок, чтение наизусть потешек  и т.д.;

    -пальчиковый театр, игры с игрушками по сюжетам прочитанных произведений.

    2.Художественно-продуктивная деятельность по сюжетам знакомых литературных произведений. Оформление книжного уголка детскими работами.

     

    1.Рассказывание сказки, игры в группе.

     

     

     

    2.Игры и занятия.

    IV.Презентация проекта1.Праздник открытия «Книжкиного дома».1.Праздник открытия «Книжкиного дома».

     

    Методическая работа с кадрами

    Содержание деятельностиПрактические материалы
    1.Семинар «Литературное воспитание дошкольников».2.Диагностика профессиональной компетентности педагогов в вопросах литературного образования детей дошкольного возраста.

    3.Конкурс «Оформление книжного уголка в группе».

    4.Тематический педсовет «Организация проектной деятельности в ДОУ».

    5.Презентация исследовательского проекта «Как рождается книга» в рамках педсовета.

    6.Подготовка к родительскому собранию «Воспитываем будущего читателя».

    1.План проведения семинара.

    2.Контрольно-тестовые задания.

     

     

     

    3.Требования к оформлению книжного уголка.

    4.План проведения тематического педсовета «Организация проектной деятельности в ДОУ».

    5.Исследовательский проект «Как рождается книга».

    6.План подготовки к родительскому собранию «Воспитываем будущего читателя».

    Взаимодействие с родителями

    Содержание деятельностиПрактические материалы
    1.Познакомить родителей с примерным планом работы по проекту «Наши любимые книги».2.Подготовить приглашения на родительское собрание.

    3.Провести родительское собрание «Воспитываем будущего читателя в форме «круглого стола».

    4.Провести психологический тест на родительском собрании.

    5.Анкетирование родителей:

    -по итогам родительского собрания.

    6.Консультации:

    -воспитателей по организации домашнего чтения («Воспитывайте будущего читателя»);

    -библиотечного работника («Что и как читать ребенку дома»).

    7.Подготовить информационные стенды, папки-передвижки, ежедневные информационные листки по теме.

    8.Привлечь родителей к участию в разработке проектов книжных уголков, созданию рукописных книг.

    9.Организовать серию открытых занятий по ознакомлению с художественной литературой в рамках проекта.

    10.Организовать литературные праздники с участием родителей.

    1.План-схема по реализации проекта «Наши любимые книги».

    2.Примерная форма приглашения на родительское собрание.

    3.Родительское собрание «Воспитываем будущего читателя»,

     

    4.Психологический тест для родителей.

     

    5.Итоговая анкета по результатам родительского собрания.

    6.Консультации:

    -памятка «Воспитывайте будущего читателя»;

    -консультация «Что и как читать ребенку дома».

     

    7.Примерные направления: «Что мы сегодня читали», «Учите вместе с нами».

     

     

     

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.