Обновление содержания образования требует от педагогов развития таких компетенций, которые помогли бы ему строить весь образовательный процесс в соответствии с ФГОС дошкольного образования. А значит, использовать в своей работе современные методы, формы обучения и воспитания, современные педагогические технологии обучения.
1. Суть педагогической технологии
Что же такое «педагогическая технология обучения»? С одной стороны, технология обучения — это совокупность методов и средств обработки, представления, изменения и предъявления учебной информации, с другой — это наука о способах воздействия педагога на воспитанников в процессе обучения с использованием необходимых технических или информационных средств. В технологии обучения содержание, методы и средства обучения находятся во взаимосвязи и взаимообусловленности. Педагогическое мастерство педагога состоит в том, чтобы отобрать нужное содержание, применить оптимальные методы и средства обучения в соответствии с программой и поставленными образовательными задачами.
Понятие «педагогическая технология» шире, чем понятие «методика обучения». Технология отвечает на вопрос — как наилучшим образом достичь целей обучения, управления этим процессом. Технология направлена на последовательное воплощение на практике заранее спланированного процесса обучения.
2. Классификация педагогических технологий
В педагогической практике ДОУ могут быть использованы такие образовательные технологии, как:
- Личностно-ориентированные технологии (самостоятельными направлениями здесь выделяются гуманно-личностные технологии, технологии сотрудничества и технологии свободного воспитания);
- Технологии проблемного обучения;
- Игровые технологии;
- Развивающие технологии;
- Технологии проектной деятельности;
- Технологии коллективного обучения;
- Здоровьесберегающие технологии;
- Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ-технологии); и др.
Рассмотрим подробнее некоторые из них.
Здоровьесберегающие технологии
Здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики, как совокупностьформ и методов организации обучения детей без ущерба для иx здоровья, как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье ребенка и педагога.
Виды здоровьесберегающих технологий:
I.Технологии сохранения и стимулирования здоровья:
— стретчинг
— ритмопластика
— гимнастика для глаз
— гимнастика корригирующая
— гимнастика ортопедическая.
II.Коррекционные технологии:
— технологии музыкального воздействия
— технологии воздействия цветом.
III.Технологии обучения здоровому образу жизни:
— самомассаж
— проблемно-игровые технологии (игротренинги и игротерапия)
— коммуникативные игры
— биологическая обратная связь (БОС).
Технология проблемного обучения
Технология проблемного обучения направлена в первую очередь на то, чтобы ребенок самостоятельно добывал знания и учился их самостоятельно применять в решении новых познавательных задач.
Для проблемного обучения характерно, что знания и способы деятельности не преподносятся в готовом виде, не предлагаются правила или инструкции, следуя которым обучаемый мог бы гарантированно выполнить задание. Материал не дается, а задается как предмет поиска. И весь смысл обучения как раз и заключается в стимулировании поисковой деятельности дошкольника. Поэтому проблемное построение занятий требует их особой организации, отражается на выборе методов и приемов обучения, влияет на структуру и, в определенной мере, на само содержание занятия.
ИКТ-технологии (информационно-коммуникационные)
Информационная компетентность дошкольника представляет собой основы, элементы знаний, умений и ценностного отношения к информации и информационным процессам, позволяющим ребенку включаться в доступные ему виды информационной деятельности: познавательной, игровой и др.
В соответствии с Концепцией внедрения новых информационных технологий в дошкольное образование компьютер должен стать в детском саду ядром развивающей предметной среды. Он рассматривается не как отдельное обучающее игровое устройство, а как всепроникающая универсальная информационная система, способная соединиться с различными направлениями образовательного процесса, обогатить их и в корне изменить развивающую среду детского сада в целом.
В настоящее время в практике ДОУ используются в основном такие ИКТ-технологии как:
- подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, групп, кабинетов (сканирование, Интернет, принтер, презентации);
- подбор дополнительного материала из различных источников к занятиям, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий;
- обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов;
- создание презентаций в программе Power Point для повышения эффективности образовательных занятий с детьми;
- использование видеокамеры и соответствующих программ (принципиально новый способ для просмотра, хранения и предоставления для общего доступа всего видеоматериала, можно быстро создать незамысловатые фильмы, добавив к видео титры, переходы между сценами, фоновую музыку или наложение голоса);
- использование Интернета в педагогической деятельности, с целью информационного и научно-методического сопровождения образовательного процесса в дошкольном учреждении, как поиск дополнительной информации для занятий, расширения кругозора детей.
- оформление буклетов, визитных карточек учреждений, материалов по различным направлениям деятельности.
- создание медиатек, которые представляют интерес не только для педагогов, но и для родителей.
- использование компьютера в делопроизводстве ДОУ, создании различных баз данных.
- создание электронной почты, ведение сайта ДОУ.
Технологии проектной деятельности
Проектная деятельность — это целенаправленная деятельность с определенной целью, по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования.
Метод проектов – это педагогическая технология, ее стержнем является совместная со взрослым деятельность детей (исследовательская, познавательная, продуктивная), в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты. Применительно к детскому саду проект – это специально организованный воспитателем и самостоятельно выполняемый воспитанниками комплекс действий, направленных на разрешение проблемной ситуации и завершающихся созданием творческого продукта.
Для реализации проекта педагог определяет этапы его реализации, продумывает содержание деятельности и осуществляет подбор практического материала. Схема плана реализации проекта представлена на слайде. Реализация любого проекта предполагает работу с детьми, методическую работу с кадрами и взаимодействие с родителями.
Рассмотрим для примера план реализации проекта «Наши любимые книги».
Проект «Наши любимые книги»
План реализации проекта с детьми (младший дошкольный возраст)
Этапы проекта | Содержание деятельности | Практические материалы |
I.Погружение в проект: обсуждение темы, определение мотивов участия детей в предстоящей деятельности | 1.Рассматривание книг, проведение беседы «Моя любимая книга».2.Рассматривание книжного уголка, его оформления.
3.Знакомство с содержанием книг. и др.
|
1.Беседа «Моя любимая книга», рассматривание иллюстраций.
2.Чтение художественной литературы. и др. |
II. Выбор идей, поиск путей решения проблемы | 1.Определить место хранения книг в группе.2. Игры и упражнения на развитие интонационной выразительности речи.
3.Встреча с библиотекарем. и др. |
1.Игра-занятие «Путешествие в поисках книжного уголка».2.Игры и упражнения в книжном уголке.
3.Игра-занятие «Необыкновенные книги». |
III.Реализация идеи | 1.Работа в книжном уголке:-чтение (рассказывание) сказок, чтение наизусть потешек и т.д.;
-пальчиковый театр, игры с игрушками по сюжетам прочитанных произведений. 2.Художественно-продуктивная деятельность по сюжетам знакомых литературных произведений. Оформление книжного уголка детскими работами.
|
1.Рассказывание сказки, игры в группе.
2.Игры и занятия. |
IV.Презентация проекта | 1.Праздник открытия «Книжкиного дома». | 1.Праздник открытия «Книжкиного дома». |
Методическая работа с кадрами
Содержание деятельности | Практические материалы |
1.Семинар «Литературное воспитание дошкольников».2.Диагностика профессиональной компетентности педагогов в вопросах литературного образования детей дошкольного возраста.
3.Конкурс «Оформление книжного уголка в группе». 4.Тематический педсовет «Организация проектной деятельности в ДОУ». 5.Презентация исследовательского проекта «Как рождается книга» в рамках педсовета. 6.Подготовка к родительскому собранию «Воспитываем будущего читателя». |
1.План проведения семинара.
2.Контрольно-тестовые задания.
3.Требования к оформлению книжного уголка. 4.План проведения тематического педсовета «Организация проектной деятельности в ДОУ». 5.Исследовательский проект «Как рождается книга». 6.План подготовки к родительскому собранию «Воспитываем будущего читателя». |
Взаимодействие с родителями
Содержание деятельности | Практические материалы |
1.Познакомить родителей с примерным планом работы по проекту «Наши любимые книги».2.Подготовить приглашения на родительское собрание.
3.Провести родительское собрание «Воспитываем будущего читателя в форме «круглого стола». 4.Провести психологический тест на родительском собрании. 5.Анкетирование родителей: -по итогам родительского собрания. 6.Консультации: -воспитателей по организации домашнего чтения («Воспитывайте будущего читателя»); -библиотечного работника («Что и как читать ребенку дома»). 7.Подготовить информационные стенды, папки-передвижки, ежедневные информационные листки по теме. 8.Привлечь родителей к участию в разработке проектов книжных уголков, созданию рукописных книг. 9.Организовать серию открытых занятий по ознакомлению с художественной литературой в рамках проекта. 10.Организовать литературные праздники с участием родителей. |
1.План-схема по реализации проекта «Наши любимые книги».
2.Примерная форма приглашения на родительское собрание. 3.Родительское собрание «Воспитываем будущего читателя»,
4.Психологический тест для родителей.
5.Итоговая анкета по результатам родительского собрания. 6.Консультации: -памятка «Воспитывайте будущего читателя»; -консультация «Что и как читать ребенку дома».
7.Примерные направления: «Что мы сегодня читали», «Учите вместе с нами».
|