Современные образовательные технологии

Обновление содержания образования требует от педагогов развития таких компетенций, которые помогли бы ему строить весь образовательный процесс в соответствии с ФГОС дошкольного образования. А значит, использовать в своей работе современные методы, формы обучения и воспитания, современные педагогические технологии обучения.

 1. Суть педагогической технологии

Что же такое «педагогическая технология обучения»?  С одной стороны, технология обучения — это совокупность методов и средств обработки, представления, изменения и предъявления учебной информации, с другой — это наука о способах воздействия педагога на воспитанников в процессе обучения с использованием необходимых технических или информационных средств. В технологии обучения содержание, методы и средства обучения находятся во взаимосвязи и взаимообусловленности. Педагогическое мастерство педагога состоит в том, чтобы отобрать нужное содержание, применить оптимальные методы и средства обучения в соответствии с программой и поставленными образовательными задачами.

  Понятие «педагогическая технология» шире, чем понятие «методика обучения». Технология отвечает на вопрос — как наилучшим образом достичь целей обучения, управления этим процессом. Технология направлена на последовательное воплощение на практике заранее спланированного процесса обучения.

2. Классификация педагогических технологий

В педагогической практике ДОУ могут быть использованы такие образовательные технологии, как:

  • Личностно-ориентированные технологии (самостоятельными направлениями здесь выделяются гуманно-личностные технологии, технологии сотрудничества и технологии свободного воспитания);
  • Технологии проблемного обучения;
  • Игровые технологии;
  • Развивающие технологии;
  • Технологии проектной деятельности;
  • Технологии коллективного обучения;
  • Здоровьесберегающие технологии;
  • Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ-технологии);  и др.

Рассмотрим подробнее некоторые из них.

 Здоровьесберегающие технологии

Здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики, как совокупностьформ и методов организации обучения детей без ущерба для иx здоровья, как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье ребенка и педагога.

Виды здоровьесберегающих технологий:

I.Технологии сохранения и стимулирования здоровья:

—       стретчинг

—       ритмопластика

—       гимнастика для глаз

—       гимнастика корригирующая

—       гимнастика ортопедическая.

II.Коррекционные технологии:

—       технологии музыкального воздействия

—       технологии воздействия цветом.

III.Технологии обучения здоровому образу жизни:

—       самомассаж

—       проблемно-игровые технологии (игротренинги и игротерапия)

—       коммуникативные игры

—       биологическая обратная связь (БОС).

 Технология проблемного обучения

Технология проблемного обучения направлена в первую очередь на то, чтобы ребенок самостоятельно добывал знания и учился их самостоятельно применять в решении новых познавательных задач.

Для проблемного обучения характерно, что знания и способы деятельности не преподносятся в готовом виде, не предлагаются правила или инструкции, следуя которым обучаемый мог бы гарантированно выполнить задание. Материал не дается, а задается как предмет поиска. И весь смысл обучения как раз и заключается в стимулировании поисковой деятельности дошкольника. Поэтому проблемное построение занятий требует их особой организации, отражается на выборе методов и приемов обучения, влияет на структуру и, в определенной мере, на само содержание занятия.

ИКТ-технологии (информационно-коммуникационные)

Информационная компетентность дошкольника представляет собой основы, элементы знаний, умений и ценностного отношения к информации и информационным процессам, позволяющим ребенку включаться в доступные ему виды информационной деятельности: познавательной, игровой и др.

В соответствии с Концепцией внедрения новых информационных технологий в дошкольное образование компьютер должен стать в детском саду ядром развивающей предметной среды. Он рассматривается не как отдельное обучающее игровое устройство, а как всепроникающая универсальная информационная система, способная соединиться с различными направлениями образовательного процесса, обогатить их и в корне изменить развивающую среду детского сада в целом.

В настоящее время в практике ДОУ используются в основном такие ИКТ-технологии как:

  • подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, групп, кабинетов (сканирование, Интернет, принтер, презентации);
  • подбор дополнительного материала из различных источников к занятиям, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий;
  • обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов;
  • создание презентаций в программе Power Point для повышения эффективности образовательных занятий с детьми;
  • использование видеокамеры и соответствующих программ (принципиально новый способ для просмотра, хранения и предоставления для общего доступа всего видеоматериала, можно быстро создать незамысловатые фильмы, добавив к видео титры, переходы между сценами, фоновую музыку или наложение голоса);
  • использование Интернета в педагогической деятельности, с целью информационного и научно-методического сопровождения образовательного процесса в дошкольном учреждении, как поиск дополнительной информации для занятий, расширения кругозора детей.
  • оформление буклетов, визитных карточек учреждений, материалов по различным направлениям деятельности.
  • создание медиатек, которые представляют интерес не только для педагогов, но и для родителей.
  • использование компьютера в делопроизводстве ДОУ, создании различных баз данных.
  • создание электронной почты, ведение сайта ДОУ.

 Технологии проектной деятельности

Проектная деятельность — это целенаправленная деятельность с определенной целью, по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования.

Метод проектов – это педагогическая технология, ее стержнем является совместная со взрослым деятельность детей (исследовательская, познавательная, продуктивная), в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты. Применительно к детскому саду проект – это специально организованный воспитателем и самостоятельно выполняемый воспитанниками комплекс действий, направленных на разрешение проблемной ситуации и завершающихся созданием творческого продукта.

Для реализации проекта педагог определяет этапы его реализации, продумывает содержание деятельности и осуществляет подбор практического материала. Схема плана реализации проекта представлена на слайде. Реализация любого проекта предполагает работу с детьми, методическую работу с кадрами и взаимодействие с родителями.

Рассмотрим для примера план реализации проекта «Наши любимые книги».

Проект «Наши любимые книги»

План реализации проекта с детьми (младший дошкольный возраст)

Этапы проекта Содержание деятельности Практические материалы
I.Погружение в проект: обсуждение темы, определение мотивов участия детей в предстоящей деятельности 1.Рассматривание книг, проведение беседы «Моя любимая книга».2.Рассматривание книжного уголка, его оформления.

3.Знакомство с содержанием книг.

и др.

 

1.Беседа «Моя любимая книга», рассматривание иллюстраций.

2.Чтение художественной литературы.

и др.

II. Выбор идей, поиск путей решения проблемы 1.Определить место хранения книг в группе.2. Игры и упражнения на развитие интонационной выразительности речи.

3.Встреча с библиотекарем.

и др.

1.Игра-занятие «Путешествие в поисках книжного уголка».2.Игры и упражнения в книжном уголке.

 

3.Игра-занятие «Необыкновенные книги».

III.Реализация идеи 1.Работа в книжном уголке:-чтение (рассказывание) сказок, чтение наизусть потешек  и т.д.;

-пальчиковый театр, игры с игрушками по сюжетам прочитанных произведений.

2.Художественно-продуктивная деятельность по сюжетам знакомых литературных произведений. Оформление книжного уголка детскими работами.

 

1.Рассказывание сказки, игры в группе.

 

 

 

2.Игры и занятия.

IV.Презентация проекта 1.Праздник открытия «Книжкиного дома». 1.Праздник открытия «Книжкиного дома».

 

Методическая работа с кадрами

Содержание деятельности Практические материалы
1.Семинар «Литературное воспитание дошкольников».2.Диагностика профессиональной компетентности педагогов в вопросах литературного образования детей дошкольного возраста.

3.Конкурс «Оформление книжного уголка в группе».

4.Тематический педсовет «Организация проектной деятельности в ДОУ».

5.Презентация исследовательского проекта «Как рождается книга» в рамках педсовета.

6.Подготовка к родительскому собранию «Воспитываем будущего читателя».

1.План проведения семинара.

2.Контрольно-тестовые задания.

 

 

 

3.Требования к оформлению книжного уголка.

4.План проведения тематического педсовета «Организация проектной деятельности в ДОУ».

5.Исследовательский проект «Как рождается книга».

6.План подготовки к родительскому собранию «Воспитываем будущего читателя».

Взаимодействие с родителями

Содержание деятельности Практические материалы
1.Познакомить родителей с примерным планом работы по проекту «Наши любимые книги».2.Подготовить приглашения на родительское собрание.

3.Провести родительское собрание «Воспитываем будущего читателя в форме «круглого стола».

4.Провести психологический тест на родительском собрании.

5.Анкетирование родителей:

-по итогам родительского собрания.

6.Консультации:

-воспитателей по организации домашнего чтения («Воспитывайте будущего читателя»);

-библиотечного работника («Что и как читать ребенку дома»).

7.Подготовить информационные стенды, папки-передвижки, ежедневные информационные листки по теме.

8.Привлечь родителей к участию в разработке проектов книжных уголков, созданию рукописных книг.

9.Организовать серию открытых занятий по ознакомлению с художественной литературой в рамках проекта.

10.Организовать литературные праздники с участием родителей.

1.План-схема по реализации проекта «Наши любимые книги».

2.Примерная форма приглашения на родительское собрание.

3.Родительское собрание «Воспитываем будущего читателя»,

 

4.Психологический тест для родителей.

 

5.Итоговая анкета по результатам родительского собрания.

6.Консультации:

-памятка «Воспитывайте будущего читателя»;

-консультация «Что и как читать ребенку дома».

 

7.Примерные направления: «Что мы сегодня читали», «Учите вместе с нами».

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.