«Сохранение и укрепление здоровья детей через нетрадиционные формы организации физкультурных занятий».

В последние годы заметно возросло количество физически ослабленных детей. Кроме того, их мышечная нагрузка уменьшается в силу объективных причин: дети стали вести малоподвижный образ жизни, практически не играют во дворах в подвижные и спортивные игры, много времени проводят у телевизора и компьютера.

Да и некоторые родители чрезмерно увлекаются их интеллектуальным развитием: посещение разнообразных курсов и кружков не оставляет времени для игр на детских площадках, лишает ребёнка общения со сверстниками в игре. Именно поэтому возрастает роль детского сада во всестороннем физическом развитии детей. В настоящее время в ДОУ вводятся дополнительные развивающие занятия: аэробика, ритмика, спортивные игры, бассейн. Но всё же основная нагрузка в плане физического развития детей ложится на физкультурные занятия.

Как сделать так, чтобы физкультурные занятия стали действительно развивающими, интересными, увлекательными и познавательными?

В нашем детском саду помимо традиционных методов воздействия на физическое развитие   используются нетрадиционные методы оздоровления дошкольников, основная цель которых заключается в повышении интереса к  занятиям физической культурой и эффективности этих занятий, в сохранении и улучшении психологического и физического состояния детей.

Чаще всего в работе с детьми дошкольного возраста педагоги используют такие формы как:

— различные виды гимнастики (утренняя, дыхательная, пальчиковая, корригирующая, гимнастика для глаз и др.);

— самомассаж;

—  совместные занятия с родителями;

— фитбол-гимнастика;

— занятия в спортивных секциях.

Утренняя гимнастика в ДОУ является одним из важных компонентов двигательного режима ребёнка. Это система специально подобранных упражнений, направленных на улучшение деятельности сердечнососудистой, нервной и дыхательной систем, укрепление и развитие мышц и, конечно же, приобретение хорошей осанки и предупреждение деформации скелета, плоскостопия. Благодаря утренней гимнастике у ребёнка одновременно быстро повышается умственная и физическая работоспособность, улучшается настроение, а организм, укрепляясь, повышает сопротивляемость его к различным заболеваниям.

Дыхательная гимнастика способствует развитию дыхательной мускулатуры, увеличению подвижности грудной клетки и диафрагмы, улучшению кровообращения в лёгких. Регулярные занятия физическими упражнениями повышают силу межрёберных дыхательных мышц и диафрагмы, и тем самым повышают дыхательный объём лёгких. Кроме того, в упражнениях заложены дополнительные резервы тренировки дыхания и внимания.

Пальчиковая гимнастика, которая является действенным способом повышения сопротивляемости детского организма простудным заболеваниям, а также средством управления своим телом, что предотвратит возможность возникновения детских неврозов.

Корригирующая гимнастика. Особую роль в физическом воспитании детей играют общеразвивающие и корригирующие упражнения. Они помогают избирательно воздействовать на организм ребёнка и могут быть использованы для профилактики и исправления тех или иных отклонений в развитии моторики и деформаций опорно – двигательного аппарата.

Гимнастика для глаз. Нагрузка на глаза у современного ребёнка огромная, а отдыхают они лишь во время сна. Вот почему выполнение гимнастики для глаз полезно для гигиены и профилактики нарушения зрения.

Самомассаж является важным средством физической культуры, он способствует расширению капилляров кожи, ускоряет циркуляцию крови, усиливает функции желёз, что положительно влияет на обмен веществ.

Совместные физкультурные занятия родителей с детьми. Основная цель таких занятий — помочь  родителям   и   детям   ощутить   радость   от совместной   двигательной   деятельности,   родителям – установить эмоционально – двигательный    контакт    с    детьми.    Способствовать развитию межличностного общения ребёнка с взрослым.

Фитбол – гимнастика – гимнастика на больших гимнастических мячах. По структуре фитбол – гимнастика напоминает классические занятия по физическому воспитанию со строгой трёхчастной формой, где есть: вводная часть, основная и заключительная.

Занятия в спортивных секциях.  Наряду с подвижными играми и основной гимнастикой в физическое воспитание дошкольников вводятся элементы спорта с целью оздоровления, формирования жизненно важных двигательных навыков и умений, развития физических способностей, т.е. совершенствования физической подготовки детей. Разнообразные спортивные упражнения позволяют всесторонне воздействовать на мышечную систему, укреплять костный аппарат, развивать дыхательную и сердечнососудистую системы.

Каждый из нас хочет, чтобы дети росли  здоровыми и крепкими. Но вот, как этого добиться, знают далеко не все. При совместных усилиях педагогов и родителей добиться этого можно. Система оздоровления детей позволит сократить число случаев заболеваний по причине простуды и улучшить физическую подготовленность в целом. А нам взрослым всегда следует помнить высказывание А. Мюссе: «Физические упражнения могут заменить множество лекарств, но, ни одно лекарство в мире не может заменить физические упражнения».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.