Словарь современных терминов

     «Активность ребенка» – инициативное участие воспитанника в образовательном процессе.

    «Базис содержания дошкольного образования» – необходимое и достаточное содержание дошкольного образования, обеспечивающее достижение ребенкомпсихологической и физической готовности к школе. Должен быть  реализован во всех вариативных моделях и формах дошкольного образования.«Безопасность» – область образования детей дошкольного возраста, содержание которой направлено на решение следующих задач:

    – формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности;

    – формирования основ экологического сознания (безопасности окружающего мира);

    – формирование интеллектуальных и личностных качеств.

    «Ведущая деятельность» –  деятельность ребенка, внутри которой рождаются новые виды деятельности, развиваются высшие психические функции и в результате которой возникают личностные новообразования. Ведущая деятельность дошкольного возраста – игра.

    «Воспитание» – создание условий для развития личности ребенка, освоения им социального опыта, культуры, ценностей, норм и правил общества; неотъемлемый компонент процесса образования детей дошкольного возраста.

    «Воспитанник» – ребенок дошкольного возраста, участвующий вобразовательном процессе.

    «Вариативная часть основной общеобразовательной программы дошкольного образования» – это часть основной общеобразовательной программы дошкольного образования, формируемая участниками образовательного процесса дополнительно к инвариантной,  и отражающая: 1) видовое разнообразие учреждений (групп), наличие приоритетных направлений деятельности; 2) специфику социально-экономических, национально-культурных, демографических, климатических и других условий, в которых осуществляется образовательный процесс.

    «Готовность к школе» – необходимый и достаточный  уровень психического (личностного, интеллектуального) и физического развития ребенка для успешного освоения  основных общеобразовательных программ начального общего образования.

    «Дошкольное образование» – целенаправленный процесс разностороннего развития, обучения и воспитания детей от 3 до 7 лет с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей, обеспечивающий полноценный и своевременный переход воспитанников на следующий уровень системы непрерывного образования Российской Федерации.

    «Здоровье» – область образования детей дошкольного возраста, содержание которой направлено на решение следующих задач:

    – сохранение и укрепление здоровья детей;

    – воспитание культурно-гигиенических навыков;

    – формирование начальных представлений о здоровом образе жизни развитие физических, личностных и интеллектуальных качеств.

    «Игровая деятельность» – форма активности ребенка, направленная не на результат, а на процесс действия и способы его осуществления, и характеризующаяся  принятием ребенком условной (в отличие от его реальной жизненной) позиции.

    «Инвариантная (базисная) часть основной общеобразовательной программы дошкольного образования»  обязательная часть основной общеобразовательной программы дошкольного образования, которая должна быть реализована в любом  учреждении дошкольного образования (или группе), имеющем государственную аккредитацию. Представляет собой базис дошкольного образования и обеспечивает полноценный и своевременный переход воспитанников на следующий уровень системы непрерывного образования Российской Федерации.

    «Интеграция содержания дошкольного образования» – состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей содержания дошкольного образования, обеспечивающее целостность образовательного процесса.

    «Качество» – 1) системное образование, формирующееся у воспитанника в процессе освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования, являющееся показателем его развития в личностном, интеллектуальном и физическом плане и способствующее самостоятельному решению ребенком жизненных задач, адекватных возрасту; 2) интегральная единица измерения результатов освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

    «Коммуникация» – область образования детей дошкольного возраста, содержание которой направлено на решение следующих задач:

    развитие активной речи детей в различных видах деятельности;

    практическое овладение воспитанниками нормами русской речи;

    развитие свободного общения со взрослыми и детьми;

    развитие интеллектуальных и личностных качеств.

    «Кругозор» – область образования детей дошкольного возраста, содержание которой направлено на решение следующих задач:

    формирование адекватных представлений ребенка о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе;

    формирование целостной картины мира;

    развитие интеллектуальных и личностных качеств.

    «Линия развития» – см. «основные направление развития ребенка».

    «Музыка» – область образования детей дошкольного возраста, содержание которой направлено на решение следующих задач:

    развитие  музыкально-ритмической деятельности;

    приобщение к музыкальному искусству;

    развитие интеллектуальных и личностных качеств.

    «Непрерывное образование» – связь, согласованность и перспективность всех компонентов системы образования (целей, задач, содержания, средств, форм, организации) на каждой ступени и уровне образования для обеспеченияпреемственности в развитии ребенка.

    «Образовательная область» – структурно-смысловая единица содержания дошкольного образования, определяющая адекватные дошкольному возрасту сферы образовательной деятельности детей.

    «Образовательный процесс» – целенаправленный процесс разностороннего развития, обучения и воспитания детей от 3 до 7 лет с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей, осуществляемый в различных моделях и формах дошкольного образования, в том числе и семейного, в соответствии с федеральными государственными образовательными требованиями.

    «Обучение» – процесс передачи и усвоения знаний, умений и навыков в различных видах деятельности, направленный на развитие ребенка дошкольного возраста; неотъемлемый компонент процесса образования детей дошкольного возраста.

    «Общение ребенка» – коммуникативная активность ребенка, проявляющаяся в вербальной и невербальной форме. Невербальное общение осуществляется паралингвистическими средствами (мимикой, жестами и др.). Вербальное общение проявляется в установлении контактов речевым способом. Различают общение ребенка со взрослым и с другими детьми.

    «Основная общеобразовательная программа дошкольного образования» – программа, разрабатываемая, утверждаемая и реализуемая в дошкольном образовательном учреждении (группе) на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования. В структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования различают две части: 1) обязательную (инвариантную), разработка которой обеспечивается уполномоченным федеральным государственным органом; 2) вариативную, формируемую участниками образовательного процесса.

    «Основные направления развития ребенка» – интегральные компоненты содержания дошкольного образования: социально-личностное, познавательно-речевое, физическое, художественно-эстетическое развитие.  

    «Познавательно-исследовательская деятельность» – форма активности ребенка, направленная на познание свойств и связей объектов; способствует формированию целостной картины мира.

    «Познание» – область образования детей дошкольного возраста, содержание которой направлено на решение следующих задач:

    – развитие познавательно-исследовательской деятельности;

    – формирование сенсорных,  элементарных математических представлений;

    – формирование целостной картины мира;

    – расширение кругозора детей;

    – развитие интеллектуальных и личностных качеств.

     «Преемственность» – объективная необходимая связь: 1) между новым и старым в процессе развития, когда новое возникает но основе старого: отрицая старое, сохраняет в себе его некоторые, целесообразные  элементы;  2) между компонентами, этапами, стадиями одной системы с осуществлением последовательного перехода от одного к другому, базирующаяся на сохранении, обогащении общих традиций и позитивного опыта, а также на их систематическом качественном обновлении с учетом изменений, происходящих внутри и вне системы.

    «Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования» – нормативный документ, разработку которого на основе федеральных государственных образовательных требований  осуществляет уполномоченный федеральный государственный орган. Определяет обязательную (инвариантную) часть основной общеобразовательной программы дошкольного образования, которая должна быть реализована в любом учреждении (группе) дошкольного образования, имеющем государственную аккредитацию. Представляет собой базис содержания дошкольного образования и обеспечивает достижение воспитанниками психологической и физической  готовности к школе.

    «Присмотр» – создание в образовательных учреждениях (дошкольных образовательных группах), реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, комплекса условий для охраны жизни и здоровья детей, безопасности их пребывания, обеспечение неотложной медицинской помощи в экстренных случаях.

    «Продуктивная деятельность»  форма активности ребенка, в результате которой создается некий материальный или идеальный продукт (в отличие от процессуальной деятельности, в частности игровой). Может быть: 1) репродуктивной (например, рисование предмета так, как ранее научили); 2) по образцу (например, складывание конструктора по образцу); 3) творческой (например, рисунок на свободную тему, сочинение сказки, складывание конструктора по собственному замыслу и др.). Присутствует  в таких образовательных областях, как познание, труд, физическая культура,художественное творчество.

    «Психологическая готовность к школе» – необходимый и достаточный  уровень психического (личностного, интеллектуального) развития ребенка для успешного освоения  основных общеобразовательных программ начального общего образования.

    «Развитие» – процесс тесно взаимосвязанных количественных и качественных изменений интеллектуальных, личностных и физических характеристик ребенка дошкольного возраста; неотъемлемый компонент и целевой ориентир процесса образования детей дошкольного возраста.

    «Самостоятельная деятельность детей» – одна из основных моделей организации образовательного процесса детей дошкольного возраста: 1) свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком  деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально; 2) организованная воспитателем деятельность воспитанников, направленная  на решение задач, связанных с интересами  других людей (эмоциональное благополучие других людей, помощь другим в быту и др.).

    «Содержание дошкольного  образования» – совокупность интегральных компонентов (направлений развития ребенка) и образовательных областей, обеспечивающих разностороннее развитие, обучение и воспитание детей от 3 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Является одним из факторов экономического и социального прогресса общества, ориентировано на обеспечение развития личности ребенка, создание условий для его самореализации, развитие общества в целом, укрепление и совершенствование правового государства.

    «Совместная деятельность взрослого и детей» – основная модель организации образовательного процесса детей дошкольного возраста; деятельность двух и более участников образовательного процесса (взрослых и воспитанников) по решению образовательных задач  на одном пространстве и в одно и то же время. Отличается наличием партнерской  (равноправной) позиции взрослого и партнерской формой организации (возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе образовательной деятельности). Предполагает индивидуальную, подгрупповую и фронтальную формы организации работы с воспитанниками. Различают:

    – непосредственно образовательную деятельность, реализуемую в ходе совместной деятельности взрослого и детей;

    – совместную деятельность взрослого и детей, осуществляемую в  ходе режимных моментов и направленную на решение образовательных задач;

    – совместную деятельность взрослого и детей, осуществляемую в ходе режимных моментов и направленную на осуществление функций присмотра и (или) ухода.

    «Социализация» – область образования детей дошкольного возраста, содержание которой направлено на решение следующих задач:

    – личностное развитие;

    – формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, чувства принадлежности к мировому сообществу;

    – приобщение к нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;

    – развитие интеллектуальных и личностных качеств.

    «Труд» – область образования детей дошкольного возраста, содержание которой направлено на решение следующих задач:

    – формирование трудовых умений и навыков, адекватных возрасту воспитанников;

    – воспитание сознательного отношения к труду как к основной жизненной потребности, трудолюбия;

    – развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств.

    «Уход» – проведение комплекса санитарно-гигиенических и оздоровительных процедур, организация питания детей в образовательных учреждениях (дошкольных образовательных группах), реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.