Система работы по организации ранней профориентации

    В опыте инновационной деятельности (ОИД) представлена система работы по организации ранней профориентации, направленная на развитие у дошкольников позитивных установок и уважительного отношения к разным видам рабочих профессий, актуальных для Гайского городского округа, формирование общих и допрофессиональных способностей. 

                    «Как хорошо когда у человека есть возможность

    выбрать себе профессию не по необходимости,

    а сообразуясь с душевными склонностями». 

         Апшерони А.

    Актуальность и перспективность ОИД

    Доминантной идеей образования последнего десятилетия является идея формирования успешной личности, способной быстро адаптироваться к постоянно меняющимся условиям социальной жизни. Приобщение детей дошкольного возраста к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства является одним из основных принципов дошкольного образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Реализация данного принципа невозможна без включения ребенка в систему ранней профориентации.

    Система работы по организации ранней профориентацииОценивая потенциал включения ребенка дошкольного возраста в процесс ранней профориентации, целесообразность и необходимость такой работы, следует отметить, что важнейшим ее результатом станет формирование у детей качества социальной адаптивности, а также социально значимых качеств как совокупности личностных качеств, способствующих адаптации и успешности социальной деятельности человека.

    Ранняя профориентация заключается, конечно, не в том, чтобы к концу дошкольного периода ребенок был готов осуществить осознанный выбор профессии, а в том, чтобы сформировать познавательный интерес и систему знаний, представлений о разнообразии и объективной специфике профессий.

    Таким образом, формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий – это актуальный процесс в современном мире, который необходимо строить с учетом требований современного образования.

    Перспективными направлениями дальнейшего развития работы в рамках заявленной проблематики являются:

    – использование цифровых образовательных ресурсов как эффективного инструмента реализации системы ранней профориентации дошкольников;

    – расширение спектра социального взаимодействия посредством заключения договоров, о сотрудничестве с предприятиями Гайского городского округа;

    – участие педагогов в конкурсах профессионального мастерства по вопросам ранней профориентации детей.

    Противоречия ОИД

    В настоящее время очень часто не только дошкольники, но и дети школьного возраста, обучающиеся в школах города, имеют весьма смутное представление о мире профессий взрослых, не знают даже, кем работают и каким делом заняты их родители. Детские высказывания часто свидетельствуют, что, даже если ребенок и был на работе у своих родителей, он так и не понял сути их профессиональной деятельности. Следовательно, необходимо разработать систему работы по организации ранней профориентации, направленной на развитие у дошкольников позитивных установок и уважительного отношения к разным видам профессий, формирование общих и допрофессиональных способностей. 

    Система работы по организации ранней профориентацииЦель ОИД: формирование у дошкольников первоначальных знаний о профессиях, формирование эмоционального отношения к профессиональному миру.

    Задачи ОИД:

    1. Обогащать и конкретизировать представления детей о профессиональной деятельности взрослых, воспитывать интерес к предприятиям Гайского городского округа.
    2. Формировать у детей обобщенные представления о структуре трудового процесса, о роли современной техники в трудовой деятельности человека, понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности.
    3. Закреплять умения детей выражать в игровой и продуктивной деятельности свои впечатления.
    4. Стимулировать развитие познавательных, коммуникативных, творческих способностей детей.
    5. Воспитывать бережное отношение к труду взрослых и его результатам.
    6. Помочь детям осознать важность, необходимость и незаменимость каждой профессии.

    Условия возникновения ОИД

    Анализ социального статуса семей воспитанников показал, что 40% членов семей воспитанников МБДОУ «Детский сад № 15» работают на горно-обогатительном комбинате. Однако диагностика знаний детей о труде родителей показала, что 60% воспитанников не только не знают, чем занимаются их мамы и папы на производстве, что конкретно делают, но и не знают названий профессий родителей. Еще два года назад, как только мы планировали данную работу, воспитанники детского сада не имели ни малейшего представления о том, что в нашем городе добывается медная руда, и родители многих воспитанников являются непосредственными участниками этого процесса.

    Теоретическая база ОИД

    Психологические аспекты формирования трудовой деятельности детей представлены работами А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина, Л.А. Венгера, Н.А. Коротковой, В.С. Мухиной, А.В. Петровского и др. Большинство психологов придерживается мнения о том, что трудовая деятельность не присуща ребенку дошкольного возраста, обосновывая данную позицию спецификой трудовой деятельности и возрастными особенностями дошкольника. В исследованиях отмечено, что специфика труда заключается в создании общественно значимых продуктов деятельности. Возрастные особенности дошкольника (физические, интеллектуальные, психологические) обусловливают невозможность получения таких продуктов и, соответственно, невозможность осуществлять трудовую деятельность. В качестве ее эффективных «заменителей» психологи предлагают различные варианты деятельности: «продуктивная деятельность» (Д.Б. Эльконин), «воспитание в деле» (А.В. Петровкий), «практическая деятельность» (А.В. Запорожец) и др. Данные авторы акцентируют внимание на следующих моментах:

    – любой вид продуктивной деятельности есть «созидательная» работа, цель которой – получение продукта, предметно оформленного результата;

    – основное значение продуктивной деятельности заключается в формировании у дошкольника активности, инициативы, самостоятельности, способности к целеполаганию, планированию, осуществлению деятельности как важнейших предпосылок для дальнейшего формирования «человека труда».

    Когнитивный компонент процесса ранней профориентации связан с формированием профессиональной составляющей образа мира дошкольника. Образ мира трактуется сегодня не только как многоуровневая система представлений о мире, других людях, о себе и своей деятельности (А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский), но и как система отношений человека к миру (Е.Ю. Артемьева, Ю.К. Смирнова). В этом случае ранняя профориентация заключается, конечно, не в том, чтобы к концу дошкольного периода ребенок был готов осуществить осознанный выбор профессии, а в том, чтобы сформировать познавательный интерес и систему знаний, представлений о разнообразии и объективной специфике профессий.

    Система работы по организации ранней профориентацииНовизна ОИД

    Содержание деятельности строится на обобщении идей ранней профориентации детей и носит развивающий характер. Мы делаем акценты не столько на формировании системы представлений о группах профессий, сколько на расширении сферы интересов дошкольников, опыта и нравственных установок. Наша задача – повышение интереса ребенка к своим качествам, их развитие, стимулирование к творческому преобразованию действительности. Для этого мы предоставляем возможность попробовать себя в различных сферах и видах деятельности. Ориентированность на региональный и муниципальный рынок труда в выборе содержания проекта позволяет знакомить, в первую очередь, с профессиями родителей, работой предприятий Гайского городского округа. Учёт сферы профессиональной деятельности населения нашего округа связан с необходимостью популяризации рабочих профессий не только на уровне детского населения, но и молодых родителей. Поэтому одним из успешных условий реализации является привлечение родительской общественности.

    Адресность ОИД

    Опыт инновационной деятельности предназначен специалистам дошкольных образовательных организаций, координирующим, осуществляющим или планирующим осуществлять профориентационную работу с воспитанниками.

    Трудоёмкость ОИД

    Основная сложность работы по ознакомлению детей с профессиями заключается в том, что значительная часть труда взрослых недоступна для непосредственного наблюдения за ней, и в силу этого остается за пределами понимания ребенка. Социальные партнёры в лице предприятий города готовы сотрудничать, но зачастую ориентированы на более старший возраст, вследствие этого, одной из проблем является ограниченность ресурсов социального партнерства.

    Технология ОИД

    Работа по формированию у детей представлений о труде взрослых проводится в процессе непосредственно образовательной деятельности (НОД), в процессе образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов, в процессе самостоятельной деятельности детей и в процессе совместной деятельности с семьёй. Систему работы по формированию у детей представлений о труде взрослых строится по трём основным направлениям:

    1. Приближение детей к труду взрослых в процессе организации НОД по формированию представлений о труде людей разных профессий с обязательным включением предварительной беседы о данной профессии. НОД сопровождается рассказом, рассматриванием иллюстраций и изображений инструментов, материалов, спецодежды представителей профессий, прослушиванием художественных произведений, дидактическими играми, что позволяет детям наиболее полно понять суть и процесс профессиональной деятельности взрослого.
    2. Приближение работы взрослых к детям в форме наблюдений и экскурсий, в том числе, виртуальных, которые обеспечивают наглядность и ясность получаемых представлений, способствуют накоплению ярких эмоциональных впечатлений. В процессе экскурсии дети получают возможность наблюдать различные способы выполнения профессиональных действий человека той или иной профессии.
    3. Совместная деятельность взрослого и ребенка в ходе освоения различных культурных практик: игровая деятельность (освоение практических действий с предметами труда; «социальная проба», «проживание» ребенком социальных взаимоотношений в процессе трудовой деятельности, трудовых действий в процессе сюжетно-ролевой игры, а также в процессе активного использования технических моделей и макетов, игрушек-трансформеров, игрушек-самоделок); продуктивная творческая деятельность, приобщение детей к различным видам искусства (изобразительное искусство, театр, художественная литература, кино, анимация, моделирование и конструирование, конкурсы детско-родительского творчества, мастерские, мастер-классы); познавательно-исследовательская деятельность (опытно-экспериментальная, проектная деятельность, детское экспериментирование, коллекционирование, творческие недели, кайт-сёрфинг, мини-музеи).

    Данная модель носит комплексно-тематический характер и имеет следующие преимущества: знания преподносятся в эмоционально-образной, а не абстрактно-логической форме; каждая тема реализуется в различных видах детской активности; используется технология партнерского взаимодействия в системе «ребенок – взрослый».

    Основными условиями реализации работы по ознакомлению детей с профессиями являются: участие социальных партнеров, специальная организация развивающей среды дошкольных групп, использование современных образовательных технологий и форм организации детской деятельности в рамках ранней профориентации, взаимодействие с родителями, методическое сопровождение профессиональной деятельности педагога, формирование положительного отношения к рабочим профессиям в информационном пространстве города.

    Система работы по организации ранней профориентацииРезультативность опыта

    Результативность опыта работы по ранней профориентации МБДОУ «Детский сад № 15» подтверждают следующие показатели:

    1. В МБДОУ «Детский сад № 15» создана инновационная развивающая предметно-пространственная среда, позволяющая решать задачи ранней профориентации.
    2. Воспитанники МБДОУ «Детский сад № 15» активно включаются в различные виды культурных практик, проявляют инициативу и самостоятельность в осуществлении продуктивных видов творческой деятельности, у них сформировано эмоционально-положительное отношение к труду.
    3. Выстроено эффективное социальное партнерство МБДОУ «Детский сад № 15» и семьи по вопросам профориентации дошкольников, повысилась включенность родителей в образовательный процесс.
    4. Разработана модель социального партнёрства и сетевого взаимодействия МБДОУ «Детский сад № 15» по ранней профориентации дошкольников: концепция, стратегия, структурные компоненты, механизмы сотрудничества. Расширен спектр партнерского взаимодействия с предприятиями и учреждениями Гайского городского округа.

    Результаты освоения программы «Калейдоскоп профессий»

    Параметры2015-2016 учебный год2016-2017 учебный год2017-2018 учебный год2018-2019 учебный год2019-2020 учебный год
    БКНР53100
    ОКНР353730100
    СВ60606990100

    БКНР – большинство компонентов недостаточно развиты

    ОКНР – отдельные компоненты недостаточно развиты

    СВ – соответствует возрасту

     

    Система работы по организации ранней профориентации

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.