Практика преемственности между семьёй, дошкольным учреждением и школой ещё не достигла того уровня, когда ребёнок незаметно для себя, педагогов и родителей пересаживается из-за столика детского сада за школьную парту. Зачастую такой процесс чувствителен и болезнен для участников, в первую очередь, для самого ребёнка. Только единая система «психолог-воспитатель-педагог-родитель» позволяет наиболее полно учитывать все индивидуальные особенности развития детей и создаёт условия, помогающие раскрывать возможности каждого ребёнка, как в деятельной, так и в эмоционально-волевой сфере, помогающая сохранять психологическое здоровье детей. Создание единой системы «психолог-воспитатель- -родитель» направленной на формирование у детей полноценной готовности к обучению в школе и наиболее благоприятной адаптации к новой школьной среде.
Практическая значимость. Родительский клуб «Школа первоклассных родителей» способствует привлечению семьи, как одного из субъектов образовательной деятельности и это позволяет повысить их психолого-педагогическую компетентность в вопросах воспитания и развития детей старшего дошкольного.
Организация взаимодействия ДОУ и семьи в форме родительского клуба будущих первоклассников «Университет для родителей» представляет собой интересную современную модель работы по привлечению родителей к активному участию в образовательном процессе, способствует укреплению связи между дошкольным учреждением и семьями воспитанников, возрастанию интереса родителей к работе ДОУ, воспитанию детей, улучшению детско-родительских отношений.
В результате создана не только внутрисемейная, но и межсемейная дружеская атмосфера, что служит раскрытию творческих способностей детей и взрослых, рост удовлетворенности родителей педагогами, специалистами в целом.
Родительский клуб будущих школьников «Школа первоклассных родителей» – это перспективная форма работы с родителями, учитывающая актуальные потребности семей и способствующая формированию активной жизненной позиции участников процесса, укреплению института семьи, передаче опыта в воспитании детей.
Инновационная направленность. В программе представлено тематическое и перспективное планирование заседаний клуба, направленные на повышение психолого-педагогической компетентности родителей будущих первоклассников, оказание помощи в разрешении проблем при подготовки детей к школе.
Степень распространения.
Распространение положительного опыта проведенной работы осуществляется через публикации, размещение на Интернет-ресурсах, консультирование родителей
Родительский клуб «Школа первоклассных родителей»
Завершение дошкольного детства и поступление в школу – переломный момент в жизни каждого ребёнка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь образ жизни воспитанника и предъявляет серьёзные требования к его физическому и психическому здоровью. Родителям необходима помощь в подготовке и встрече с новой для них школьной ситуацией. Для этого был разработан проект работы родительского клуба будущих школьников «Школа первоклассных родителей»
Основное направление деятельности клуба:
психолого-педагогическое сопровождение родителей будущих первоклассников.
Участники родительского клуба:
воспитатели и специалисты ДОУ (педагог-психолог, учитель-логопед, инструктор по физическому воспитанию, социальный педагог);
учитель начальной школы;
родители воспитанников старших возрастных групп.
Постановка проблемы:
Для обеспечения успешного обучения ребенка в начальной школе, процесс его сопровождения должен начинаться в дошкольном возрасте и предполагать диагностику и коррекцию нарушений в развитии, способствовать полноценной готовности к школе, решая задачи успешной адаптации к школьному обучению, развития основ самостоятельности и самоорганизации, поддержки в формировании желания и умения учиться, развития творческих способностей.
Для родителей будущих первоклассников характерно следующее:
-недостаточный объем знаний о компонентах готовности детей к школе;
-трудности в оказании помощи ребёнку при подготовке к школьному обучению;
-слабая заинтересованность родителей в вопросах предшкольной подготовки.
Цель: работы клуба «Школа первоклассных родителей»:
— повышение педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания, развития,
— сохранения и укрепления здоровья дошкольников,
— привлечение их к сотрудничеству с коллективом дошкольного учреждения в плане единых подходов в преемственности и согласованности подготовки дошкольников к школе.
Задачи:
- Оказывать квалифицированную консультативную и практическую помощь родителям по проблемам воспитания и развития ребенка.
- Повышать педагогическую культуру родителей.
- Активизировать и обогатить воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
- Выявлять и транслировать положительный семейный опыт по воспитанию и развитию детей дошкольного возраста.
- Способствовать установлению доверительных отношений между родителями и коллективом детского сада.
Принципы взаимодействия с родителями:
-целенаправленность — привлечение всех родителей к непосредственному и сознательному осуществлению целенаправленной деятельности по гармонизации детско-родительских отношений;
-плановость, системность — последовательное усложнение содержания, связь нового с уже усвоенным материалом;
-дифференцированного подхода — взаимодействие с родителями с учетом многоаспектной специфики каждой семьи;
-индивидуального подхода — учет возрастных и психологических особенностей детей при взаимодействии с родителями;
-сознательности, активности и дозированности – сознательное отношение родителей и детей к предлагаемым заданиям, получаемой информации;
-стимулирования внутренних ресурсов семьи – настрой семьи на самопомощь путем изменения образа жизни, перестройки отношений с детьми;
-доброжелательность, открытость и партнерство — объединение усилий служб ДОУ и семьи для наиболее эффективного взаимодействия.
Ожидаемые результаты:
- Повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития детей старшего дошкольного возраста.
- Формирование социальных навыков по эффективному взаимодействию с ребенком на этапе предшкольного развития.
- Оптимизация детско-родительских отношений.
- Возрастание интереса родителей к работе ДОУ, воспитанию детей, улучшению детско-родительских отношений.
- Рост удовлетворенности родителей педагогами, специалистами в целом.
Формы работы клуба:
Беседы и дискуссии за круглым столом;
Устный журнал;
Анкетирование, тестирование, экспресс-опрос;
Реклама образовательных услуг;
Обсуждение педагогических ситуаций:
Моделирование игровых и проблемных ситуаций;
Практические советы и рекомендации;
Тренинги;
Презентации семейного опыта;
Мастер-класс.
Правила поведения родителей на заседаниях «Школы первоклассных родителей»:
- На протяжении всего заседания выступать в разных ролях – партнёр, помощник, собеседник, участник дискуссионных встреч.
- Контролировать свое поведение при обсуждениях, моделировании ситуаций, тренингах.
- Проявлять солидарность, сплоченность, активность в игровых и тестовых ситуациях.
- Быть естественными, открытыми, раскрепощёнными.
Материально-техническое оснащение:
Комплекс технических средств, включающих – интерактивную доску, персональный компьютер и оборудование — печатающее и множительное (принтер, сканер, копировальный аппарат);
Электронное обеспечение:
устройство USB, CD дисков с компьютерными играми и музыкой, электронной поддержкой и мультипликационные пособия, созданные с помощью программы — презентации Microsoft Power Point.
Информационно-методическое обеспечение: литература, программы, методики.
Наглядный и раздаточный материал.