Рекомендации учителя-логопеда для родителей на летний период

    Впереди лето – пора отпусков, детского отдыха. Родителям детей, имеющих речевые недостатки, и летом нельзя забывать о своих проблемах. Важно помнить, что сформированные в течение года навыки (выработанные артикуляционные уклады, поставленные звуки) за летний период могут, как укрепиться и войти в привычный стереотип, так и потеряться.

    Поэтому прислушайтесь к рекомендациям учителя-логопеда:

    Делайте артикуляционную гимнастику.

    Тренируя силу и длительность выдоха можно:

    – Обдувать одуванчики несколькими короткими, а потом одним долгим выдохом;

    – Пускать мыльные пузыри через соломинку (разводить детский шампунь);

    – Надувать воздушные шарики;

    – Стараться надувать надувные игрушки, круги, мячи;

    – Учиться плавать, выдыхая в воду, нырять;

    – Играть на музыкальных игрушках: дудках, трубах, флейтах, губных гармошках;

    – Дуть на детские флюгера.

    Развивайте мелкую и общую моторику:

    Учите детей шнуровать обувь, завязывать шнурки;

    Собирайте, перебирайте ягоды, камешки, пуговицы, бусины и т.д.;

    Выкладывайте рисунки из камней, шишек, спичек, крупы);

    Играйте с глиной, мокрым песком;

    Играйте с мячами и мячиками (бросайте, ловите, попадайте в цель)

    Учите детей кататься на самокате, велосипеде, роликах;

    Рисуйте на асфальте цветными мелками.

    В дождливые дни можно:

    – Собирать мозаики, конструкторы, пазлы;

    – Перебирать крупы;

    Играть с пальчиками;

    Раскрашивать раскраски цветными карандашами;

    Складывать простое оригами, делайте аппликации;

    Вышивать (крупным крестиком);

    Завинчивать гайки (игрушечные и настоящие);

    Плести из бисера, бусин, резиночек;

    Лепить из пластилина, пластика, теста;

    Читать книги .

    Обогащению словарного запаса ребенка новыми словами будут способствовать:

    – Летние путешествия, новые впечатления от походов в лес;

    – Экскурсии;

    – Посещение театра, цирка, дельфинария…

    Продолжайте вместе с детьми:

    Читать художественные произведения, сказки, детские журналы;

    Пересказывайте короткие сказки, рассказы, истории;

    Придумывайте свои сказки, рассказы, небылицы;

    Отгадывайте загадки, учите стихи;

    В вечернее время беседуйте с ребенком о том, что произошло и запомнилось за этот день (это помогает развить память, речь и сплотить вас с ребенком).

    Лучше исключить:

    Просмотр боевиков, «ужастиков», «западных» мультфильмов с насилием и жестокостью;

    Покупку игрушек, раскрасок, картинок с изображением агрессивных героев и монстров.

             Такие фильмы, как правило, не несут в себе никакого обучающего момента. Зато провоцируют агрессию, приучают к мысли, что насилие – это форма поведения. Дети могут переносить увиденное в свои игры. Вряд ли это сделает вашего ребенка желанным партнером для других детей. Кроме того, у предрасположенных к этому ребят такие фильмы могут спровоцировать заикание или энурез.

    Игры на отдыхе

    «Что из чего?». Назови как можно больше предметов, сделанных из указанного материала. Например: Мясо – мясной бульон, мясной фарш, мясная котлета, мясная колбаса…(Дерево…металл …стекло…  бумага… кожа… резина …)

    «Пятерочка». Подбери по пять слов, раскрывающих каждое обобщение. Называй слова и считай (или шагай, хлопай). Например: Я знаю молочные продукты – Кефир раз, ряженка два, йогурт три, масло четыре, сметана пять. (Фрукты, птицы, деревья явления природы, имена девочек и т.д)

     «Пять действий». Перечисли действия, которые можно совершать с указанным предметом. Например: Шоколад – его можно кушать, подарить, купить, растопить, угостить друга, испачкать руки…(Книга…лимон …карандаш …цветок и т.д)

    «Кто больше?». Говорим любое слово, обозначающее предмет. Каждый из играющих должен подобрать к нему как можно больше слов-признаков, отвечающих на вопросы “какой?”, “какая?”, “какое?”, “какие?”.  Например: трава (какая она?) – зеленая, мягкая, изумрудная, шелковистая, высокая, густая, скользкая, сухая, болотная . Побеждает тот, кто назовет последним слово-признак.

    «Подбери словечко».  В эту игру можно играть с мячом, перекидывая, его друг другу.  Про что можно сказать:

     Свежий –  (воздух, огурец, хлеб, ветер);

    Старый-  (дом, пень, человек, ботинок);

    Свежая-  (булочка, новость, газета, скатерть);

    Старая- (мебель, сказка, книга, бабушка);

    Свежее –  (молоко, мясо, варенье);  и т.д.

    «Вот, так магазины!». Перечисли товары, которые могут продаваться в магазинах  с указанными названиями. Например: магазин «Сладкоежка» – пирожные, торт, мороженое, конфеты, шоколад,  мармелад, печенье, зефир, халва…(«Мелодия», «Школьник», «Океан» ,«Шкатулка», «Свет» «Все для дома», «На старт!» ,«Три толстяка» и др.)

    «Мир животных» . Назови как можно больше животных, у которых есть указанная часть тела. Например: Рога есть у …оленя, лося, коровы, барана, яка…

    (Лапы есть у…   Копыта есть у …Перья есть у … Чешуя есть у …Крылья есть у Клыки есть у …  и т.д.)

    «Цвет и ответ». Подбери названия трех предметов такого же цвета. Если подберешь пять слов, ты – победитель! Например: Монета такого же цвета, как мамина цепочка, столовая ложка, вилка, кастрюля. (Больничный халат такого же цвета, как…и т.д. с помидором, ёлкой, вишней, цыпленком)

    «Три части». Назови по три части указанных предметов. Если назовёшь пять частей, ты – победитель! Например: Я знаю 3 части машины: кабина, руль, сиденье, фары, кузов.(3 части дома, велосипеда, корабля, стула…)

    Проведите максимально больше времени со своим ребенком, ведь Он так этого ждет! Приятного Вам отдыха, до встречи в новом учебном году.

     Учитель-логопед Кутергина Н.В.

    3 комментария:

    1. Наталья Васильевна Кутергина

      Интересный и доступный материал, который поможет, нам родителям, подготовить артикуляционный аппарат ребенка к произношению звуков и быстрее преодолеть речевые дефекты. Спасибо нашему логопеду!!!!

    2. коллега

      Спасибо за рекомендации. Предложенные игры включают большой познавательный материал, помогающий развивать речь, коммуникативную сферу, эмоции детей, способствуют обогащению представлений детей об окружающем мире. А самое главное они простые и интересные.

    3. Заниматься развитием речи малышей в семье можно весело и играя, по ходу привычных бытовых дел, с радостью и с удовольствием, и без лишних затрат денег и сил – просто «по пути». И получать замечательный результат!

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.