Впереди лето – пора отпусков, детского отдыха. Родителям детей, имеющих речевые недостатки, и летом нельзя забывать о своих проблемах. Важно помнить, что сформированные в течение года навыки (выработанные артикуляционные уклады, поставленные звуки) за летний период могут, как укрепиться и войти в привычный стереотип, так и потеряться.
Поэтому прислушайтесь к рекомендациям учителя-логопеда:
Делайте артикуляционную гимнастику.
Тренируя силу и длительность выдоха можно:
— Обдувать одуванчики несколькими короткими, а потом одним долгим выдохом;
— Пускать мыльные пузыри через соломинку (разводить детский шампунь);
— Надувать воздушные шарики;
— Стараться надувать надувные игрушки, круги, мячи;
— Учиться плавать, выдыхая в воду, нырять;
— Играть на музыкальных игрушках: дудках, трубах, флейтах, губных гармошках;
— Дуть на детские флюгера.
Развивайте мелкую и общую моторику:
— Учите детей шнуровать обувь, завязывать шнурки;
— Собирайте, перебирайте ягоды, камешки, пуговицы, бусины и т.д.;
— Выкладывайте рисунки из камней, шишек, спичек, крупы);
— Играйте с глиной, мокрым песком;
— Играйте с мячами и мячиками (бросайте, ловите, попадайте в цель)
— Учите детей кататься на самокате, велосипеде, роликах;
— Рисуйте на асфальте цветными мелками.
В дождливые дни можно:
— Собирать мозаики, конструкторы, пазлы;
— Перебирать крупы;
— Играть с пальчиками;
— Раскрашивать раскраски цветными карандашами;
— Складывать простое оригами, делайте аппликации;
— Вышивать (крупным крестиком);
— Завинчивать гайки (игрушечные и настоящие);
— Плести из бисера, бусин, резиночек;
— Лепить из пластилина, пластика, теста;
— Читать книги .
Обогащению словарного запаса ребенка новыми словами будут способствовать:
— Летние путешествия, новые впечатления от походов в лес;
— Экскурсии;
— Посещение театра, цирка, дельфинария…
Продолжайте вместе с детьми:
— Читать художественные произведения, сказки, детские журналы;
— Пересказывайте короткие сказки, рассказы, истории;
— Придумывайте свои сказки, рассказы, небылицы;
— Отгадывайте загадки, учите стихи;
— В вечернее время беседуйте с ребенком о том, что произошло и запомнилось за этот день (это помогает развить память, речь и сплотить вас с ребенком).
Лучше исключить:
— Просмотр боевиков, «ужастиков», «западных» мультфильмов с насилием и жестокостью;
— Покупку игрушек, раскрасок, картинок с изображением агрессивных героев и монстров.
Такие фильмы, как правило, не несут в себе никакого обучающего момента. Зато провоцируют агрессию, приучают к мысли, что насилие – это форма поведения. Дети могут переносить увиденное в свои игры. Вряд ли это сделает вашего ребенка желанным партнером для других детей. Кроме того, у предрасположенных к этому ребят такие фильмы могут спровоцировать заикание или энурез.
Игры на отдыхе
«Что из чего?». Назови как можно больше предметов, сделанных из указанного материала. Например: Мясо – мясной бульон, мясной фарш, мясная котлета, мясная колбаса…(Дерево…металл …стекло… бумага… кожа… резина …)
«Пятерочка». Подбери по пять слов, раскрывающих каждое обобщение. Называй слова и считай (или шагай, хлопай). Например: Я знаю молочные продукты – Кефир раз, ряженка два, йогурт три, масло четыре, сметана пять. (Фрукты, птицы, деревья явления природы, имена девочек и т.д)
«Пять действий». Перечисли действия, которые можно совершать с указанным предметом. Например: Шоколад – его можно кушать, подарить, купить, растопить, угостить друга, испачкать руки…(Книга…лимон …карандаш …цветок и т.д)
«Кто больше?». Говорим любое слово, обозначающее предмет. Каждый из играющих должен подобрать к нему как можно больше слов-признаков, отвечающих на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?». Например: трава (какая она?) — зеленая, мягкая, изумрудная, шелковистая, высокая, густая, скользкая, сухая, болотная . Побеждает тот, кто назовет последним слово-признак.
«Подбери словечко». В эту игру можно играть с мячом, перекидывая, его друг другу. Про что можно сказать:
Свежий — (воздух, огурец, хлеб, ветер);
Старый- (дом, пень, человек, ботинок);
Свежая- (булочка, новость, газета, скатерть);
Старая- (мебель, сказка, книга, бабушка);
Свежее — (молоко, мясо, варенье); и т.д.
«Вот, так магазины!». Перечисли товары, которые могут продаваться в магазинах с указанными названиями. Например: магазин «Сладкоежка» — пирожные, торт, мороженое, конфеты, шоколад, мармелад, печенье, зефир, халва…(«Мелодия», «Школьник», «Океан» ,«Шкатулка», «Свет» «Все для дома», «На старт!» ,«Три толстяка» и др.)
«Мир животных» . Назови как можно больше животных, у которых есть указанная часть тела. Например: Рога есть у …оленя, лося, коровы, барана, яка…
(Лапы есть у… Копыта есть у …Перья есть у … Чешуя есть у …Крылья есть у Клыки есть у … и т.д.)
«Цвет и ответ». Подбери названия трех предметов такого же цвета. Если подберешь пять слов, ты – победитель! Например: Монета такого же цвета, как мамина цепочка, столовая ложка, вилка, кастрюля. (Больничный халат такого же цвета, как…и т.д. с помидором, ёлкой, вишней, цыпленком)
«Три части». Назови по три части указанных предметов. Если назовёшь пять частей, ты – победитель! Например: Я знаю 3 части машины: кабина, руль, сиденье, фары, кузов.(3 части дома, велосипеда, корабля, стула…)
Проведите максимально больше времени со своим ребенком, ведь Он так этого ждет! Приятного Вам отдыха, до встречи в новом учебном году.
Учитель-логопед Кутергина Н.В.
Интересный и доступный материал, который поможет, нам родителям, подготовить артикуляционный аппарат ребенка к произношению звуков и быстрее преодолеть речевые дефекты. Спасибо нашему логопеду!!!!
Спасибо за рекомендации. Предложенные игры включают большой познавательный материал, помогающий развивать речь, коммуникативную сферу, эмоции детей, способствуют обогащению представлений детей об окружающем мире. А самое главное они простые и интересные.
Заниматься развитием речи малышей в семье можно весело и играя, по ходу привычных бытовых дел, с радостью и с удовольствием, и без лишних затрат денег и сил – просто «по пути». И получать замечательный результат!