Ребёнок в мире профессий

    В настоящее время ориентация детей дошкольного возраста в мире профессий и труде взрослых рассматривается как неотъемлемое условие их всестороннего, полноценного развития. Профессиональное самоопределение – это дело всей жизни человека, и начинается оно ещё в дошкольном детстве.

    В детском саду ребёнок получает первые представления о мире профессий, на основе которых базируется дальнейшее развитие профессионального самосознания, а также положительное отношение к профессиональному миру, людям труда и их занятиям. Начиная с младшего дошкольного возраста, воспитатели рассказывают детям о людях разных профессий, расширяют и обогащают представления о трудовых действиях, результатах труда. Ребята постарше через экспериментирование, труд и разные виды творчества знакомятся с элементами профессиональной деятельности, личностными и деловыми качествами человека-труженика. В игре дошкольники часто представляют себя в роли водителя, врача, продавца, парикмахера, копируя действия взрослых, за которыми они когда-то наблюдали.

    Ребёнок в мире профессийМероприятия для детей дошкольного возраста по формированию первичных представлений о труде взрослых являются составляющими ранней профориентации дошкольников. Именно поэтому, педагоги МБДОУ «Детский сад № 15» уделяют большое внимание ознакомлению воспитанников с разными видами труда и профессиями взрослых людей, чтобы позже, в подростковом возрасте, ребёнок смог анализировать разнообразные сферы деятельности более осмысленно и чувствовать себя при выборе профессии более уверенно.

    Работа по ранней профориентации ведётся в разных направлениях и призвана дать ребёнку начальные и максимально разнообразные представления о профессиях, сформировать у ребёнка эмоционально-положительное отношение к труду и профессиональному миру, предоставить возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности.

    Основная сложность работы по ознакомлению детей с профессиями заключается в том, что значительная часть труда взрослых недоступна для непосредственного наблюдения за ней, и в силу этого остаётся за пределами понимания ребёнка.

    В 2016 году группой творческих педагогов нашего детского сада была разработана программа дополнительного образования дошкольников «Калейдоскоп профессий». В данной программе, описана система работы по формированию у детей представлений о труде взрослых, которая строится по трём основным линиям:

    • ознакомление детей с трудом взрослых;
    • приближение работы взрослых к детям;
    • совместная деятельность детей и взрослых.

    Особое внимание в Программе уделяется наиболее эффективным способам ознакомления детей с трудом взрослых, таким как, наблюдения, экскурсии и непосредственное включение дошкольников в творческую деятельность. Именно эти формы работы обеспечивают наглядность и ясность получаемых представлений, способствуют накоплению ярких эмоциональных впечатлений.

    Программа по профориентации «Калейдоскоп профессий» предусматривает целый ряд наблюдений за трудом взрослых и экскурсий на производство, которые распределены по блокам. Каждый блок включает в себя предварительную беседу о профессии, рассматривание иллюстраций и сюжетных картин, чтение художественных произведений, организацию игровой и творческой деятельности.

    В рамках реализации программы по профориентации воспитанники старшего дошкольного возраста МБДОУ «Детский сад № 15» в течение 2016-2017 учебного года совершили экскурсии в салон красоты, стоматологию, детскую школу искусств, ателье по пошиву одежды, кабинет детского окулиста, салон оптики «VIЖУ», пекарню «Кекс», издательский дом «Гайская новь», почтовое отделение, общеобразовательную школу, администрацию Гайского городского округа, детскую художественную школу, гайскую телестудию «Gts.tv».

    В процессе экскурсий дети получили возможность понаблюдать за различными способами выполнения трудовых действий, узнали о качествах, которыми должны обладать представители разных профессий, познакомились с оборудованием и орудиями труда.

    Показателем эффективности программы «Калейдоскоп профессий» является наличие широкого круга знаний у дошкольников о различных профессиях и их социальной значимости, ценностное отношение к труду, понимание его роли в жизни человека и общества.

    2 комментария:

    1. Для воспитанников детского сада без проблем доступно знакомиться с профессиями, которые есть в ДОУ (воспитатель, медсестра, дворник, прачка и т.д.) Но дети подрастают, вместе с ними растет их любознательность, интерес к другим профессиям людей. Спасибо родителям, которые помогают организовать экскурсии на предприятия и учреждения города, детям очень интересно и полезно.

    2. Надежда

      Ребёнок, который с раннего возраста знает, чем занимаются представители тех или иных специальностей, уже в детстве понимает, какой труд ему по душе, а какой – нет. Благодаря этому, к моменту выбора профессии ему гораздо проще определиться с областью и спецификой будущей деятельности.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.