Развитие подвижности органов артикуляционного аппарата

Стойкие нарушения в произношении звуков объясняются недостаточной подвижностью органов речи: языка, губ, челюстей и мягкого неба. Нарушение подвижности этих органов влечет нечеткое, гнусавое (с носовым оттенком), шепелявое, смазанное произношение различных звуков.

Для формирования точных движений органов артикуляционного аппарата используется артикуляционная гимнастика.

Артикуляционные упражнения способствуют укреплению мышц речевого аппарата, формируют правильные, полноценные движения артикуляционных органов, улучшают дикцию.

Проводить артикуляционную гимнастику рекомендуется систематически, чтобы сформированные навыки закреплялись. Лучше всего заниматься ежедневно 2 раза в день по 5–10 минут, не раньше чем через 1 час после последнего приема пищи.

При выполнении любого упражнения нужно следить, чтобы все движения выполнялись последовательно, с паузами перед каждым движением. Это необходимо для того, чтобы можно было ощущать, осознавать, контролировать и запоминать свои действия.

Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

Выполняя гимнастику ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый, во время проведения артикуляционной гимнастики, должны находиться перед настенным зеркалом. Также, ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

Когда дети научаться выполнять упражнения. зеркало убирается и функцию контроля на себя берут собственные кинестетические ощущения ребенка.

Проводить гимнастику лучше эмоционально, в игровой форме. Например, читая стихотворение «Ягоды«

Я пойду по ягоды в лесок,             —         «Покусывание язычка»

Подарил мне дедушка туесок,       —               «Чашечка»

Я найду поляночку в бору,             —           «Лопаточка»

Земляники – ягоды наберу.            —              «Качели»

Наберу малины я в лесу                 —                «Часики»

И в подарок дедушке отнесу.         —      «Лошадка»

Каждое упражнение имеет своё название, свой образ. Так ребенку легче запомнить движение. А, чтобы одно и тоже движение дети не устали повторять длительное время, одному упражнению можно придумать несколько названий.

Например упражнение «трубочка» — придумайте несколько названий. (хоботок, шея у жирафа, дудочка, труба…)

Не раздражайтесь и не показывайте своего огорчения, если у ребенка не получается какое-то упражнение. Похвалите за старание и вселите надежду на успех, который придет, если терпеливо тренироваться ежедневно.

Если движения в процессе выполнения становятся неточными, хаотичными, лучше закончить занятие, так как ребенок устал.

Количество повторений артикуляционных упражнений варьируется в зависимости от возраста и двигательных возможностей ребенка и в среднем составляет от 3 до 5 повторений.

Кутергина Наталья Васильевна, учитель-логопед высшей квалификационной категории.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.