Развитие фонематического слуха у ребенка старшего дошкольного возраста

    Большинство родителей полагают, что достаточно выучить с ребенком буквы, и он станет грамотно читать и писать. Но это большое заблуждение! Одной из главных причин ошибок является нарушение фонематического слуха, т.е. умения различать и выделять речевые звуки. Для того чтобы написать правильно, ребенку необходимо представлять, что предложение состоит из слов, слова из звуков, а звуки в слове расположены в определенной последовательности. Поэтому, важно развивать у ребенка фонематический слух!

             Фонематический слух — способность к слуховому восприятию речи, фонем. Фонематический слух имеет важнейшее значение для овладения звуковой стороной языка, на его основе формируется фонематическое восприятие.

    Какие признаки нарушения фонематических процессов могут быть у ребенка?

    1. Нарушено звукопроизношение (замены и смешения звуков).

    2.Нарушена звуковая структура слова, которая проявляется в ошибках звукового анализа (пропуск гласных и согласных звуков, слогов; вставки звуков; перестановка звуков, слогов).

    1. Нарушение дифференциации звуков на слух, имеющих акустико-артикуляционное сходство, проявляющееся в замене и смешении звуков, а при письме в смешении звуков.

    Узнать, нарушен ли фонематический слух у ребенка, могут сами родители с помощью следующих заданий:
    1. Предложите ребенку повторить слоги: са-ша, ша-са, са-ца, ач-ащ, ра-ла, ша-жа. Если ребенок неправильно произносит некоторые звуки, различение проверяется следующим образом: предложите ему, услышав заданный слог, выполнить какое-либо действие. Например, если среди слогов са, ца, ча, называют слог ша, ребенок хлопает в ладоши.

    1. Необходимо проверить, различает ли ребенок слова, близкие по звучанию, но разные по смыслу. Предложите ему выбрать нужную картинку среди: жук-сук, дом-сом, миска-мышка, коза-коса, лужа-лыжа. Объяснить значение слов: «Что такое лужа и что такое лыжа?».
    2. 3. Следующий прием позволит выявить степень развития внимания и слуховой памяти. Предложите ребенку повторять сходные слоги: та-да-та, ка-га-га. Повторять сходные слова: Маша-Даша-каша; тень-день; день-пень; лак- мак- рак; жук-лук сук-тук.

    Затруднения при выполнении заданий указывают на снижение фонематического слуха.

             Преодоление нарушений фонематического слуха является одним из основных направлений логопедической работы в процессе коррекции различных нарушений речи.

    На логопедических занятиях для формирования фонематического слуха у ребенка применяю следующие игры и упражнения, которые так же могут применять родители с детьми дома:

             «Назови первый гласный звук». Взрослый произносит слово с интонационным выделением первого звука и кидает мяч ребенку, а тот называет первый звук в слове и перебрасывает мяч взрослому (Аня, азбука, Ира, индюк, …).

             «Сложи звуки». Взрослый произносит слог или слово по звукам, а дети проговаривают составленные из них слоги и слова целиком, например: м,а – «ма»; н,о,с – «нос».
             «Определи первый гласный звук». Произносите ребёнку слова, выделяя голосом, первый гласный звук и попросите ребёнка назвать этот звук.

             «Повтори и скажи наоборот». Взрослый проговаривает два-три звука, а дети должны произнести их сначала в прямом, а затем в обратном порядке (а.у,и – и.у,а).

             «Зоркий глаз». Детям предлагается найти в окружающей обстановке предметы, в названии которых есть заданный звук.

             «Что лишнее?». Взрослый произносит ряды слогов «па-па-па-ба-па», «фа-фа-ва-фа-фа»… Ребенок должен хлопнуть, когда услышит лишний (другой) слог.

             «Назови слова на звук..»Взрослый предлагает ребёнку придумать слова на заданный звук.

             «Поймай звук». Предложите ребенку хлопать в ладоши (или топать ногой, ударять по коленкам, поднимать руку вверх, приседать и т.д.), когда он услышит слово, в котором есть заданный звук.

             «Подскажи последний звук». Взрослый предлагает детям договаривать последний согласный звук (На солнышке грелся черноухийкотено…К).

             «Какой звук есть во всех словах?». Взрослый произносит три-четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук: шуба, кошка, мышь – и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах.

             «Весёлое название». Взрослый предлагает ребёнку ладошки и хлопнуть, если он услышит правильно произнесённое слово, изображённое на картинке. Затем показывает картинку и громко, медленно, четко произносит звукосочетания: баман, альбом, витамин, клетка, паман, айбом, митанин, къетка, банан, аньбом, фитамин, банам, виталим, тлетка.

             Полноценная речь ребёнка является непременным условием его успешного обучения в школе. Поэтому очень важно устранить все недостатки ещё в дошкольном возрасте, до того как они превратятся в стойкий, сложный дефект. Кроме того, важно помнить, что именно в дошкольный период речь ребёнка развивается наиболее интенсивно, а главное — она наиболее гибка и податлива. Поэтому все виды нарушений речи преодолеваются легче и быстрее.

    1 комментарий:

    1. Очень актуальная тема! Хорошая статья, полезные советы, спасибо. Обязательно попробую с сыночком (ему 5,5 лет), проявляет интерес к чтению, а я не знала с чего начать.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.