Проектный метод в работе с дошкольниками

    С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей называют «почемучками». Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги. В дошкольных учреждениях воспитатели широко используют метод проблемного обучения: вопросы, развивающие логическое мышление, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, опытно-исследовательская деятельность, решение кроссвордов, шарад, головоломок и т.д.

    Интегрированный метод обучения является для дошкольников инновационным. Он направлен на развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей. Серия занятий объединена основной проблемой. Например, давая детям полное представление о домашних животных, воспитатель на занятиях познавательного цикла знакомит их с ролью домашних животных в жизни человека, на занятиях художественно-эстетического цикла – с образами домашних животных в произведениях писателей, поэтов, с передачей этих образов в народно-прикладном искусстве и творчестве художников- иллюстраторов.

    Вариативность использования интегрированного метода довольно многообразна.

    Полная интеграция (экологическое воспитание с худ. литературой, ИЗО, муз. воспитанием, физ. развитием)

    Частичная интеграция (интеграция худ. литературы и изодеятельности)

    Интеграция на основе единого проекта, в основе которого лежит проблема.

    Переход дошкольного учреждения на проектный метод деятельности, как правило, осуществляется по следующим этапам:

    занятия с включением проблемных ситуаций детского экспериментирования и т.д.;

    комплексные блочно-тематические занятия;

    интеграция:

     −частичная интеграция;

     −полная интеграция;

    метод проектов:

     −форма организации образовательного пространства;

     −метод развития творческого познавательного мышления.

    Примерный план работы воспитателя по подготовке проекта

    На основе изученных проблем детей поставить цель проекта.

    Разработка плана достижения цели (воспитатель обсуждает план с родителями).

    Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.

    Составление плана-схемы проекта.

    Сбор, накопление материала.

    Включение в план схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.

    Домашние задания для сам. выполнения.

    Презентация проекта, открытое занятие.

    Основные этапы метода проектов

    1. Целеполагание: педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени.
    2. Разработка проекта – план деятельности по достижению цели:

    к кому обратится за помощью (взрослому, педагогу);

    в каких источниках можно найти информацию;

    какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);

    с какими предметами научиться работать для достижения цели.

    1. Выполнение проекта – практическая часть.
    2. Подведение итогов – определение задач для новых проектов.

    В настоящее время проекты классифицируются:

    по составу участников;

    по целевой установке;

    по тематике;

    по срокам реализации.

    В практике современных дошкольных учреждений используются следующие виды проектов:

    исследовательские-творческие проекты: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;

    ролево-игровые  проекты (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);

    информационно-практико-ориентированные проекты: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);

    творческие проекты в детском саду (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например «Театральная неделя»).

    Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то, начиная с младшего возраста, используются ролево-игровые и творческие проекты: «Любимые игрушки», «Азбука здоровья» и др.

    Значимы и другие виды проектов, в том числе:

    комплексные: «Мир театра», «Здравствуй, Пушкин!», «Эхо столетий», «Книжкина неделя»;

    межгрупповые: «Математические коллажи», «Мир животных и птиц», «Времена года»;

    творческие: «Мои друзья», «У нас в нескучном саду», «Любим сказки», «Мир природы», «Рябины России»;

    групповые: «Сказки о любви», «Познай себя», «Подводный мир», «Весёлая астрономия»;

    индивидуальные: «Я и моя семья», «Генеалогическое древо», «Секреты бабушкиного сундука», «Сказочная птица»;

    исследовательские: «Мири воды», «Дыхание и здоровье», «Питание и здоровье».

    По продолжительности они бывают краткосрочными (одно или несколько занятий), средней продолжительности, долгосрочные (например, «Творчество Пушкина» – на учебный год).

    Основной целью проектного метода в д/у является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

    Задачи развития:

    – обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;

    – развитие познавательных способностей;

    – развитие творческого воображения;

    – развитие творческого мышления;

    – развитие коммуникативных навыков.

    Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.

    В младшем дошкольном возрасте – это:

    вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);

    активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);

    формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).

    В старшем дошкольном возрасте – это:

    формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

    развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

    формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

    развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

     Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.

    Воспитатель первой квалификационной категории Иваненко Е.Л.

    One Comment:

    1. Спасибо за полезную информацию для педагогов в работе по составлению проекта.

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.