Технология проектной деятельности, как результативная форма взаимодействия с семьями воспитанников

Технология проектной деятельности, как результативная форма взаимодействия с семьями воспитанниковВ настоящее время современный детский сад представляет собой открытую образовательную площадку: воспитательно-образовательный процесс стал более гибким, свободным, дифференцированным, гуманным со стороны педагогов, которые ориентируются на тесное сотрудничество и взаимодействие с семьями воспитанников.

В соответствии с новыми требованиями роль родителей в реализации ФГОС ДО возрастает. Задачи, стоящие перед системой образования, возлагают ответственность за результативность воспитательно-образовательного процесса не только на педагогов, но и на родителей, потому что именно родительская общественность заинтересована в повышении качества образования и успешной социализации своих детей.

Актуальной проблемой является взаимодействие воспитателей с семьями воспитанников, предполагающее обмен идеями, мыслями, переживаниями и чувствами; оно также направлено на повышение педагогических компетенций у родителей. Современные семьи нуждаются в поддержке и помощи в воспитании своих детей. Существует некая разбалансированность в вопросах воспитания между педагогами и родителями. Каждый из них передаёт социальный опыт по-своему. И только в сочетании друг с другом они создают благоприятные условия для вхождения ребёнка в большой и интересный мир.

Изменения, которые произошли в дошкольном образовании, требуют от педагога поиска новых форм построения педагогического процесса. Актуальными становятся новые формы организации совместной деятельности взрослых (родители и педагоги) и детей. Пожалуй, самой интересной и результативной формой взаимодействия становится технология проектной деятельности.

Технология проектной деятельности предоставляет возможность воспитанникам получить новые знания, выполняя вместе с взрослыми и сверстниками различные спланированные практические задания. Данная технология основана на поисково-познавательной деятельности, направленной на результат, который получается при решении какой-либо проблемы. И отличительная особенность заключается в том, что взрослым необходимо помогать находить проблему, а возможно даже и провоцировать её возникновение, вызвать к ней интерес и желание решить её. Не маловажно кто будет поддерживать ребёнка в этот момент. Несомненным остаётся то, что успешное решение педагогических задач возможно только при тесном сотрудничестве всех субъектов педагогического процесса. Именно поэтому наиболее эффективным и интересным на наш взгляд является детско-родительский проект.

Особенность детско-родительского проекта заключается в том, что в нём принимают участие дети, родители, педагоги. Совместный сбор материалов, изготовление макетов, атрибутов, игры, конкурсы, презентации раскрывают скрытый потенциал детей, вовлекает семьи в воспитательный процесс, что, положительно сказывается на результатах. Родители, участвуя в реализации проекта, являются не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и становятся непосредственными участниками образовательного процесса, обогащают свой педагогический опыт, испытывают чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и достижений ребенка.

Мы представляем проект, как некую прозрачную сферу-планету с ядром, воплощающее в себе проблему, вопрос, цель, которую необходимо достичь. Постепенно сфера наполняется разными красками, это происходит по мере углубления в тему, нахождения ответов на множество вопросов. Дети становятся исследователями новой планеты под названием «Проект». А родители и педагоги представляют собой работников Центра управления проектами.  Достигая ядра, воспитанники накапливают багаж знаний и материалов по определённой теме, которые они могут проверить в ходе итогового мероприятия. Форма организации итогового мероприятия зависит от темы проекта. Это может быть и викторина, и фестиваль, и выставка работ и фотографий, и оформление рукописных книг и коллажей и многое другое.   

Презентация проекта проходит в ходе родительского собрания, а затем и на региональном конкурсе исследовательских работ и проектов «Я – исследователь!». Для презентации используется весь собранный материал, оформляется выставка детских работ, рисунков, фотографий, организуется просмотр видеоролика «Как это было». Участники мероприятия делятся своими впечатлениями о реализации проекта.

В тесной взаимосвязи с семьями воспитанников в нашем детском саду мы реализовали ряд интересных детско-родительских проектов, яркой точкой которых стали итоговые мероприятия.

Проект «Читаем всей семьёй!», цель которого возрождение традиций семейного чтения и развитие культуры чтения детей на основе сотрудничества с его семьёй. Итоговым мероприятием стал «Литературный кайтсёрфинг», который длился 5 дней.

В течение недели воспитанники и их родители принимали участие в различных мероприятиях:

«Сказочная волна» — театрализованное представление по сказке «Репка» для детей младшей группы;

«Интерактивная волна» — литературная викторина с использованием интерактивной доски;

«Волна Самоделкина» — мастер-класс по декоративно-прикладному искусству;

«Книга своими руками» — изготовление вместе с дошкольниками книги-самоделки;

«Кулинарная волна» — дегустация сказочных блюд;

«Встречная волна» — мероприятие в детской городской библиотеке. 

Родители проявили высокую заинтересованность в реализации проекта и приняли активное участие во всех мероприятиях. Большой отклик получило социальное движение «Буккросинг». Взрослые и дети приносили книги разных жанров: сказки и стихи, рассказы и басни. Организуя данную акцию, мы предполагали, что в буккросинге будут участвовать только детские книги. Однако, вскоре на полке появились детективы и женские романы. Тогда мы оформили ещё одну полку с книгами для взрослых. И надо отметить, что книги на ней не залёживались, а очень быстро менялись. И это нас очень порадовало – значит родители стали проводить досуг за чтением.

 

Проект «Дружба народов» помог познакомить дошкольников с национальностями Оренбургской области. Итоговым мероприятием стал фестиваль «Дружба народов» рис. 2, на котором дети и их родители представили культуру и традиции разных народов (русские, башкиры, украинцы, казахи). Родители шили костюмы, готовили национальные блюда, находили предметы быта. А дети пели песни, читали стихи, разучивали национальные танцы. Ярким заключением фестиваля стала дегустация национальных блюд.

Проект «Калейдоскоп профессий» рис. 3 направлен на формирование представлений о профессиональной деятельности взрослых. Особое внимание уделяется наиболее эффективным способам ознакомления детей с трудом взрослых, таким как, наблюдения, экскурсии и непосредственное включение дошкольников в творческую деятельность. Именно эти формы работы обеспечивают наглядность и ясность получаемых представлений, способствуют накоплению ярких эмоциональных впечатлений. Итоговым мероприятием проекта стал яркий и весёлый смотр-конкурс «Парад профессий», в рамках которого ребята с помощью родителей и воспитателей готовили творческий номер, презентовали одежду, атрибуты людей разных профессий.

 Реализуются в нашем детском саду и краткосрочные, но не менее интересные проекты «Рождественские козули», «Кто поздравляет ребят с Новым годом в разных странах?», «Откуда берётся снег?» и др. Данные проекты были представлены в рамках конкурса «Я – исследователь!» и получили высокую оценку жюри.

В ходе реализации проектов обогащается развивающая предметно-пространственная среда в группе, где основное место занимают рукотворные игрушки, книги, макеты. Так день за днём выстраивается наша взаимосвязь с семьёй, которая строится на взаимопонимании, доверии и взаимопомощи. Ценным является и тот факт, что проектная деятельность создает условия для включения в образовательную работу с детьми их родителей, что наилучшим образом влияет на результаты воспитательной работы.

Технология проектной деятельности актуальна и очень эффективна. Он дает ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Данная технология побуждает их к взаимодействию «взрослый-ребёнок», «ребёнок-ребёнок».

Она позволяет вовлечь родителей в педагогический процесс, позволяя создать единое образовательное пространство детский сад – семья.

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.