Предупредить легче, чем исправить

Для современной общеобразовательной школы характерна буквально катастрофическая неуспеваемость многих учащихся по русскому языку. Это явление далеко не случайное. Причины его уходят своими корнями в дошкольный и даже более ранний возраст.

Чтобы обеспечить благоприятные условия для развития зрительно-пространственных представлений, родителям необходимо заниматься с ребёнком с самого раннего возраста. А именно: подвешивать перед глазами младенца яркие игрушки, не ограничивать возможность передвижения ребёнка в окружающем его пространстве. Важно содействовать развитию ориентировки ребёнка в собственном теле. Необходимо предлагать игрушки, которые способствовали бы развитию его представлений о величине и форме предметов. Полезно упражнять малыша в нахождении различий в сходных предметах.

К сожалению, у многих детей уже впервые дни пребывания в школе возникают специфические трудности письма, которые свидетельствуют о наличии у ребёнка дисграфии. Под этим термином понимаются стойкие нарушения письма, не связанные с незнанием грамматических правил, а обусловленные недоразвитием или частичным повреждением тех мозговых механизмов, которые обеспечивают сложный процесс письма. За письмо отвечает левое полушарие головного мозга. Поскольку повреждение головного мозга в большинстве случаев наступает в период внутриутробного развития или в процессе родов, то первые проявления этой патологии наблюдаются ещё задолго до начала школьного обучения и могут быть выявлены специалистами. Если в дошкольном возрасте какая-то из функций, имеющих прямое отношение к процессу письма, явно «западает», то позднее это обязательно проявится на письме в виде специфических ошибок.

Оптическая дисграфия не зависит от состояния устной речи и может наблюдаться у детей даже с самым высоким уровнем её развития. В основе этого вида дисграфии лежит недостаточная сформированность зрительно-пространственных представлений, зрительного гнозиса, анализа и синтеза. Именно это и является предпосылкой оптической дисграфии.

Если ребёнок до поступления в школу не научился сравнивать предметы по форме (круглый, квадратный, треугольный, овальный), по величине (длинный – короткий, широкий – узкий, толстый – тонкий) и не умеет ориентироваться в пространственном расположении предметов по отношении друг к другу (выше – ниже, дальше – ближе, слева – справа, спереди – сзади), то ему будет очень сложно усвоить довольно тонкие различия в начертании оптически сходных букв. Дело в том, что все буквы русского алфавита состоят из небольшого набора одних и тех же элементов. Эти одинаковые элементы, по-разному комбинируясь между собой, и образуют различные буквенные знаки. Если ребёнок не улавливает всех этих достаточно тонких различий, то это неизбежно приводит к трудностям усвоения написаний букв. У данной категории детей наблюдаются также недочёты в оптическом восприятии и вне речи. Некоторые из них затрудняются в различении знакомых лиц и сходных предметов, допускают ошибки при срисовывании, конструировании.

Для решения этой очень сложной проблемы гораздо важнее говорить о способах профилактики дисграфии у детей дошкольного возраста, чем о путях её преодоления у школьников, тем более что дисграфию (как и любую другую форму речевой патологии) значительно легче предупредить, чем устранить. Профилактика проблем чтения и письма обязательна для детей с речевыми нарушениями.

На что нужно обратить особое внимание:

  1. Если ребёнок левша.
  2. Если он – переученный левша.
  3. Если у ребёнка были или имеются нарушения речи.
  4. Если в семье говорят на двух и более языках.
  5. Если ребёнок слишком рано пошёл в школу (неоправданно раннее обучение грамоте иногда провоцирует возникновение дисграфии и дислексии). Происходит это в тех случаях, когда у ребёнка ещё не наступила психологическая и физиологическая готовность к такому виду обучения.
  6. Если у ребёнка есть проблемы с памятью, вниманием, нарушение пространственной координации.

Одним из направлений профилактической и коррекционной работы при устранении и предупреждении оптической дисграфии является развитие зрительно-пространственных представлений, узнавание и различение цвета, формы и величины предметов. С этой целью Р.И. Лалаева рекомендует использовать следующие задания и упражнения:

Ø назвать реально изображённые предметы на картинках;

Ø назвать контурные изображения предметов;

Ø назвать недорисованные изображения предметов;

Ø назвать перечёркнутые контурные изображения предметов;

Ø выделить предметные изображения, наложенные друг на друга;

Ø определить, что неправильно нарисовал художник.

Также используется приём узнавания различных предметов в условиях «шума». Аналогичные задания целесообразно проводить и на буквенном материале. Например.

v Назвать буквы. 

v Дописать букву. 

v Назвать буквы, наложенные друг на друга. 

Так как игра является для дошкольников ведущим видом деятельности, все упражнения необходимо проводить в игровой форме. Детям будет интересно выполнять задания, если в страну АБВГДейку их пригласят известные герои мультфильмов. Высший пилотаж будет тогда, когда ребёнок сможет назвать стилизованные буквы или изобразить букву различными способами. Мы привыкли к стандартным печатным шрифтам, а ведь любая буква может быть нарисована, например, в виде витой пружины или надувного шарика. Умение по-разному изображать буквы, рисовать их возможными способами, менять их размер и положение в пространстве является доказательством пластичности мышления ребёнка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.