Песочная игровая терапия или сендплей

Игра с песком — одна из форм естественной деятельности детей. Песок является прекрасным средством для развития и саморазвития детей, а игра с ним положительно влияет на их эмоциональное состояние. Податливость песка дает каждому ребенку возможность почувствовать себя творцом. Ребенок создает сооружения из песка, любуется ими, играет, а затем разрушает, чтобы появилось что-то новое. Один сюжет сменяется другим, и так без конца.

         Когда дети касаются песка, погружают в него руки, у них развиваются:

— тактильно-кинестетическая чувствительность и мелкая моторика пальцев рук при манипуляциях с мелкими предметами, фигурами, песком;

— творчество, фантазия, когда ребенок придумывает целый мир на песке;

— речь, потому что часто игра сопровождается комментариями, историями, диалогами;

— коммуникативные и социальные навыки, когда ребенок играет не одна, она взаимодействует с партнерами по игре;

— эмоциональная сфера, потому что в игре находят воплощение ситуации, волнующие ребенка, развиваются психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление.

         Кроме того, песок имеет удивительную способность «заземлять» негативную психическую энергию, поэтому является прекрасным психопрофилактические средством. Играя в песке, реализуя свой замысел, малыш приобретает жизненный опыт, учится взаимодействовать со сверстниками, выражая свои мысли и поддерживая диалог, представляя свои сооружения, передавая собственные чувства. У него интенсивнее развиваются речь, познавательные процессы. Манипулирование с песком способствует развитию фантазии, образного мышления, отработке точности движений.

         Метод сендплея (песочной игры) предоставляет неограниченные возможности для организации интегрированной деятельности дошкольников. Следовательно, нет ничего проще и доступнее, удобнее и разнообразнее, естественного и объемного, чем песочная игра.

Игры и упражнения с песком

Упражнение «Идут медвежата» — сначала кулачками будем нажимать на песок, теперь ладошками, нажимаем с силой;

Упражнение «Прыгают зайцы» — будем ударять по поверхности песка двумя пальчиками, движемся в разных направлениях; теперь тремя сгруппированными пальчиками (потом 4 и 5 пальчиками)

«Ползут змейки» — расслабленными пальчиками (показать) сделаем поверхность песка волнистой; а теперь пальчики напряжем (в разных направлениях). А теперь выполним упражнение ребром ладони.

«Бегут жучки» — двигаем всеми пальчиками, как бегают насекомые; можно погружать ручки полностью в песок, они касаются друг друга, как бы «жучки здороваются»;

«Ожерелье для мамы». Из чего делают бусы?(из бусинок). На что нанизывают бусинки?(на ниточку). Нарисуй пальчиком ниточку и бусинки. Выложи бусинки из камней и фасоли. (Уважаемые родители, таким образом можно предложить ребенку выложить любую фигуру, букву или предмет по желанию ребенка, используя любой подручный материал).

«Сколько?».  Я спрятала в песке предметы, найди считай их и отметь 

соответствующей цифрой ( например: 7 шишек, 8 желудей)

«Соседи». Соседи это те, кто живет по соседству, рядом. Помоги цифре 4 найти   своих соседей. Проведи дорожки пальчиком.

«Кто спрятался?». Необходимо найти в песке фигурки и назвать первый/последний звук в слове.

«Веселые превращения».  Нарисуй букву Р, а теперь попробуй ее превратить в букву В, а букву В преврати в Ь (Б — Д — Т);

«Угадай». Я закрою глаза, а ты спрячешь в песке какое-то животное. Подскажи мне, что ты спрятал. Загадай загадку. Не забудь назвать части тела животного, что умеет делать, где живет, какую пользу приносит людям. (Уважаемые родители, при выполнении этого упражнения сначала вместе с ребенком рассмотрите животное, составьте о нем предложения, дайте образец ответа и загадайте животное сами, а потом предложите ребенку составить сначала предложения, а потом рассказ — загадку)

         Придерживайтесь следующих правил при организации игр на песке:

 — подбирайте задачи, соответствующие возможностям ребенка;

 — выключайте негативную оценку действий ребенка и его идей;

— поощряйте фантазию и творческий подход.

Успехов Вам!

Педагог-психолог Кутергина Н. В.

2 комментария:

  1. Как только наш малыш научился ползать, мы стали отпускать его ползать по детской площадке, а сами чуть ли не ползали за ним, чтобы он ничего не брал в рот) С наступлением осени игры с песком стали очень актуальны в домашних условиях. У нас без таких игр ни один день не обходится!

  2. коллега

    Игры с песком — целый мир. Просеивание, строительство, моделирование, поиск сокровищ, разбивание садов, караваны с верблюдами, погрузочно-разгрузочные работы, рисование и просто бездумное вазюкание. Каждый раз игра может обретать разные формы, в зависимости от наполнения. Ответственно заявляю, что игры с песком пользуются у детей огромной популярностью, и со временем любовь к ним только крепнет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.