Песочная игровая терапия или сендплей

    Игра с песком – одна из форм естественной деятельности детей. Песок является прекрасным средством для развития и саморазвития детей, а игра с ним положительно влияет на их эмоциональное состояние. Податливость песка дает каждому ребенку возможность почувствовать себя творцом. Ребенок создает сооружения из песка, любуется ими, играет, а затем разрушает, чтобы появилось что-то новое. Один сюжет сменяется другим, и так без конца.

             Когда дети касаются песка, погружают в него руки, у них развиваются:

    – тактильно-кинестетическая чувствительность и мелкая моторика пальцев рук при манипуляциях с мелкими предметами, фигурами, песком;

    – творчество, фантазия, когда ребенок придумывает целый мир на песке;

    – речь, потому что часто игра сопровождается комментариями, историями, диалогами;

    – коммуникативные и социальные навыки, когда ребенок играет не одна, она взаимодействует с партнерами по игре;

    – эмоциональная сфера, потому что в игре находят воплощение ситуации, волнующие ребенка, развиваются психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление.

             Кроме того, песок имеет удивительную способность «заземлять» негативную психическую энергию, поэтому является прекрасным психопрофилактические средством. Играя в песке, реализуя свой замысел, малыш приобретает жизненный опыт, учится взаимодействовать со сверстниками, выражая свои мысли и поддерживая диалог, представляя свои сооружения, передавая собственные чувства. У него интенсивнее развиваются речь, познавательные процессы. Манипулирование с песком способствует развитию фантазии, образного мышления, отработке точности движений.

             Метод сендплея (песочной игры) предоставляет неограниченные возможности для организации интегрированной деятельности дошкольников. Следовательно, нет ничего проще и доступнее, удобнее и разнообразнее, естественного и объемного, чем песочная игра.

    Игры и упражнения с песком

    Упражнение “Идут медвежата” – сначала кулачками будем нажимать на песок, теперь ладошками, нажимаем с силой;

    Упражнение «Прыгают зайцы” – будем ударять по поверхности песка двумя пальчиками, движемся в разных направлениях; теперь тремя сгруппированными пальчиками (потом 4 и 5 пальчиками)

    “Ползут змейки” – расслабленными пальчиками (показать) сделаем поверхность песка волнистой; а теперь пальчики напряжем (в разных направлениях). А теперь выполним упражнение ребром ладони.

    “Бегут жучки” – двигаем всеми пальчиками, как бегают насекомые; можно погружать ручки полностью в песок, они касаются друг друга, как бы «жучки здороваются»;

    “Ожерелье для мамы”. Из чего делают бусы?(из бусинок). На что нанизывают бусинки?(на ниточку). Нарисуй пальчиком ниточку и бусинки. Выложи бусинки из камней и фасоли. (Уважаемые родители, таким образом можно предложить ребенку выложить любую фигуру, букву или предмет по желанию ребенка, используя любой подручный материал).

    “Сколько?”.  Я спрятала в песке предметы, найди считай их и отметь 

    соответствующей цифрой ( например: 7 шишек, 8 желудей)

    “Соседи”. Соседи это те, кто живет по соседству, рядом. Помоги цифре 4 найти   своих соседей. Проведи дорожки пальчиком.

    “Кто спрятался?”. Необходимо найти в песке фигурки и назвать первый/последний звук в слове.

    “Веселые превращения”.  Нарисуй букву Р, а теперь попробуй ее превратить в букву В, а букву В преврати в Ь (Б – Д – Т);

    “Угадай”. Я закрою глаза, а ты спрячешь в песке какое-то животное. Подскажи мне, что ты спрятал. Загадай загадку. Не забудь назвать части тела животного, что умеет делать, где живет, какую пользу приносит людям. (Уважаемые родители, при выполнении этого упражнения сначала вместе с ребенком рассмотрите животное, составьте о нем предложения, дайте образец ответа и загадайте животное сами, а потом предложите ребенку составить сначала предложения, а потом рассказ – загадку)

             Придерживайтесь следующих правил при организации игр на песке:

     – подбирайте задачи, соответствующие возможностям ребенка;

     – выключайте негативную оценку действий ребенка и его идей;

    – поощряйте фантазию и творческий подход.

    Успехов Вам!

    Педагог-психолог Кутергина Н. В.

    2 комментария:

    1. Как только наш малыш научился ползать, мы стали отпускать его ползать по детской площадке, а сами чуть ли не ползали за ним, чтобы он ничего не брал в рот) С наступлением осени игры с песком стали очень актуальны в домашних условиях. У нас без таких игр ни один день не обходится!

    2. коллега

      Игры с песком – целый мир. Просеивание, строительство, моделирование, поиск сокровищ, разбивание садов, караваны с верблюдами, погрузочно-разгрузочные работы, рисование и просто бездумное вазюкание. Каждый раз игра может обретать разные формы, в зависимости от наполнения. Ответственно заявляю, что игры с песком пользуются у детей огромной популярностью, и со временем любовь к ним только крепнет.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.