Методическая работа занимает особое место в системе управления МБДОУ «Детский сад № 15», так как способствует активизации личности педагога, совершенствованию его творческой деятельности. Все формы методической работы направлены на оказание реальной, действенной и своевременной помощи педагогам, с целью повышения мастерства педагогов.
Методическая работа носит опережающий характер и координирует развитие и совершенствование всей работы с детьми. Эта часть целостной системы непрерывного образования, направленная на углубление, актуализацию знаний, умений и навыков, основанных на достижениях науки и передового педагогического опыта, способствующих повышению профессионального мастерства каждого педагога, на формирование коллектива единомышленников, необходимого для результативной воспитательно-образовательной работы в ДОУ.
Одним из эффективных средств повышения профессиональной компетентности педагогов является создание педагогических матричных подразделений (ПМП), каждое из которых является самостоятельным звеном методической работы и субъектом управления внутри ДОУ. Решение о создании ПМП принимается на педагогическом совете и утверждается заведующим ДОУ. Основная цель педагогических матричных подразделений – оказание реальной, действенной помощи всем членам коллектива.
ПМП – это специальный комплекс практических мероприятий, базирующихся на достижениях науки и передового педагогического опыта и направленный на всестороннее повышение компетентности и профессионального мастерства каждого педагога, развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива, и повышение качества и эффективности образовательного процесса.
Использование педагогических матричных подразделений в работе с педагогами позволяет избежать заорганизованности, однообразия форм и методов работы, в которых преобладают объяснительно-иллюстративные методы, где педагоги становятся пассивными слушателями консультаций и семинаров.
В МБДОУ «Детский сад № 15» функционируют четыре педагогических матричных подразделения:
- Инновационная группа «Современный педагог» объединяет педагогов первой и высшей квалификационной категории, способных к саморазвитию и реализации инновационных идей, проектов и технологий. Вся работа направлена на совершенствование профессионального мастерства педагогов, доведения их практических знаний и умений до совершенства.
- Методическое объединение педагогов «В ногу со временем» объединяет педагогов-стажистов, которым сложно принять происходящие изменения в системе образования. Цель создания методического объединения – помочь педагогам овладеть инновациями, пересмотреть традиционные формы и методы работы, изменить стиль общения с дошкольниками. Особое внимание уделяется повышению компетентности педагогов в области использования современных образовательных технологий, в том числе, ИКТ.
- Творческая группа «Вдохновение» объединяет педагогов, которые обладают творческим потенциалом, мышлением, но не имеют достаточного опыта внедрения инновационных педагогических технологий творческого характера в педагогическую практику ДОУ.
- Педагогическая мастерская «Молодые педагоги». В состав группы входят педагоги со стажем работы до пяти лет, которые не имеют квалификационной категории. Работа с ними направлена на мотивационное стимулирование и оказание квалифицированной помощи.
Система работы по совершенствованию профессиональной компетентности педагогов предполагает разработку образовательных маршрутов, программ, проектов для каждого педагогического матричного подразделения и по необходимости — «Индивидуальной программы профессионального развития». Подбор дифференцированных активных и инновационных методов для организации работы с педагогическими кадрами позволяют совершенствовать профессиональную компетентность педагогов.
Задачи педагогических матричных подразделений:
- Повышение уровня теоретической и психологической подготовки педагогов.
- Формирование инновационной направленности в деятельности педагогического коллектива на основе изучения, обобщения и распространения передового педагогического опыта.
- Разработка образовательных программ на основе федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
- Изучение новых нормативных документов, инструктивно-методических материалов, оказание помощи педагогам в самообразовании.
- Оказание помощи в овладении современными технологиями.
- Стимулирование педагогов к участию в конкурсном движении на разных уровнях.
Повышение профессионального мастерства педагогов в МБДОУ «Детский сад № 15» осуществляется дифференцированно, с учетом исходного профессионального уровня деятельности педагога, который характеризуется профессиональной компетентностью педагога, его творческим потенциалом, владением педагогическими технологиями, совокупностью профессиональных умений, определяющих воспитательный успех педагогического общения и взаимодействия с ребенком.