Гуманизация целей и принципов педагогической работы с детьми, построение личностно-ориентированной модели взаимодействия взрослого с ребенком и, одновременно, изменения в социальной жизни доказали, что современному обществу необходимы люди, способные легко адаптироваться к переменам в окружающем мире, осуществлять осознанный и самостоятельный выбор, нести за него ответственность.
На данном этапе изменения в обществе привели к тому, что увеличилось, и неизменно растет количество людей, подверженных какой-либо зависимости, дезориентированных в социальной действительности. Дошкольный возраст является фундаментом для развития личности человека, и уже в этот период начинают закладываться качества, необходимые для адаптации в окружающем мире, для полноценного общения с людьми.
Ребенок не рождается готовым к разнообразию окружающей жизни, не всегда может сделать правильный выбор в пользу той или иной деятельности, все это он приобретает, развиваясь в определенной обстановке и в процессе общения с взрослым. Тем самым, важнейшим фактором в развитии детского выбора выступает определенным образом организованная среда.
Таким образом, целесообразнее начинать подготовку такой личности уже в дошкольном возрасте. Этому в большей мере способствует построение свободной деятельности детей во втором блоке по принципам выбора.
Выбор является неотъемлемой частью повседневной жизни человека и от того, насколько верно он совершен, очень часто зависят такие важные факторы как физическое и психологическое здоровье, отношения с окружающим, а может быть и сама жизнь. Характерной особенностью нашего времени является активизация толерантных тенденций в воспитании и обучении детей. В центр воспитательного процесса ставится личность ребенка с присущим ей своеобразием характера и поведения. Дошкольный возраст является фундаментом для развития личности человека, и уже в этот период начинают закладываться качества, необходимые для социализации в окружающем мире, для полноценного общения с людьми.
Ребенок не рождается готовым к разнообразию окружающей жизни, не всегда может сделать правильный выбор в пользу той или иной деятельности, все это он приобретает, развиваясь в определенной обстановке и в процессе общения с взрослыми. Среди потребностей ребенка, которые призван удовлетворить современный педагогический процесс, очень важна потребность ребенка в признании его достижений окружающими, так как позитивное развитие личности возможно при условии положительного самоутверждения.
Основная задача состоит в том, чтобы сформировать у ребенка опыт успешной деятельности, дать ему радость переживания своих достижений, так как отсутствие удовлетворения собственными достижениями, акцентирование внимания ребенка на неудачах создает ему значительные трудности в установлении положительных контактов с людьми, способствует формированию неадекватной самооценки, неуверенности в себе, безразличия к результатам своей деятельности.
Таким образом, педагогический процесс в детском саду должен быть направлен на то, чтобы каждый ребенок ощутил радость от своих достижений. Такая направленность его в этих условиях определяется свободой выбора деятельности, предполагающей активную субъектную позицию ребенка в разных видах детской деятельности, наиболее соответствующих индивидуальным особенностям и интересам дошкольника.
Существует большое количество вариантов организации выбора, которые можно использовать применительно к детям дошкольного возраста.
«Доска выбора», которая представлена в виде таблицы, где вверху расположены символы всех видов деятельности, а внизу клеточки для фишек детей. Дети ставят свои фишки под выбранным видом деятельности.
«Фишки»: перемешивают все фишки детей, чья фишка выпадает первая, тот и выбирает; дети, чьи фишки выпадают последними, идут в оставшиеся центры.
«Выбор деятельности»: в каждом центре групповой комнаты висит таблица, где в левом столбце написано имя ребенка, его символ, и кружками изображено допустимое количество посещений данного уголка для каждого ребенка. Приходя в выбранный центр, ребенок заштриховывает кружок и начинает работу. Когда пустых кружков не остается, ребенок не может больше посещать этот уголок и занимается другими видами деятельности.
Педагоги должны выстраивать образовательный процесс с учетом интересов, желаний, потребностей детей. Большое внимание необходимо уделять формированию у ребят навыков эффективной социальной адаптации (умение общаться со сверстниками и старшими, преодолевать негативные эмоциональные состояния и т.д.), воспитанию у детей мотивации здорового образа жизни, формированию представлению о собственном теле, понимания его красоты и совершенства, осознанию важности заботливого отношения к своему организму.
Должна измениться и позиция воспитателей – главным становится развитие личности ребенка, помощь ему в осмыслении окружающей жизни, дружеское участие в переживаемых детьми событиях, создание социально-эмоционального комфорта для ребенка, атмосферы доброжелательности, взаимодействия и взаимопомощи. Взрослым необходимо создавать условия для развития у детей потребностей и способностей к самопознанию (темы занятий «Кто такой Я», «Узнай себя», «Я – это…»); самореализации (темы занятий «Я действую», «Я разный», «Я могу»); саморегуляции (темы занятий «Я и мои чувства», «Мир эмоций»); самоопределению («Я выбираю», «Моя ответственность»).
В процессе организации совместной деятельности воспитателя и детей по принципу выбора поддерживается уверенность ребенка в своих возможностях, поскольку он выступает в качестве субъекта деятельности, а взрослые и сверстники принимают его как данность, устанавливая требования к нему в соответствии с возрастными возможностями. У ребёнка формируется ответственность за результаты своей деятельности, развивается произвольность поведения ребенка, что проявляется в умении сознательно ставить цели действий и преднамеренно искать и находить средства их достижения, преодолевая трудности и препятствия.
Необходимо отметить, что без определенных установок в сознании воспитателя невозможно достигнуть положительного результата в работе. Важными принципами работы является построение работы таким образом, чтобы знать для чего то или иное действие необходимо ребенку, что оно ему дает. Необходимо постоянно задавать себе вопросы: «Чему я учу? Могу ли научить? Чему хочу научить? Что я хочу для каждого ребенка? Что для этого делаю?», входить в образ ребенка, всякий раз при решении трудных ситуаций, внимательно слушать детей, интересоваться каждым моментом их жизни. Педагог и ребёнок должны жить вместе и вместе работать, создавать условия для того, чтобы ребенок чувствовал свою ценность, относиться к каждому ребенку, как к личности, поддерживать индивидуальность. Необходимо проявлять искренность в поведении и общении с детьми, давать постоянно новый импульс для того, чтобы ребенок гордился собой, формировать и поддерживать уверенность ребенка в себе, развивать самостоятельность, быть для ребенка предсказуемым.
Следуя таким принципам, педагог создаст атмосферу психологической комфортности для ребенка, а он в свою очередь почувствует, что окружен вниманием и заботой, обеспечен эмоционально окрашенным общением с взрослыми и сверстниками.