Неделя психологии

Очевидно, что семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка-дошкольника. Любое детское дошкольное учреждение старается наметить такие формы работы с семьей в течение года, которые создавали бы условия для творческого, совместного сотрудничества детей, родителей и сотрудников детского сада. Но как сделать так, чтобы родители были вовлечены в жизнь группы и детского сада? Чтобы они действительно стали единомышленниками и партнерами в деле формирования и развития жизни детей?

     Работа с родителями – очень деликатная тема. Взаимоотношения детского сада и семьи необходимо строить на основе доверия, взаимопонимания, тактичности, доброты и внимания. Поэтому психологическая работа в нашем детском саду строится с учетом потребностей, интересов и желаний родителей.

         С 18 по 22 ноября 2019 года в МБДОУ «Детский сад № 15» прошел интересный и увлекательный марафон в виде «Недели психологии», который получил название «Вместе весело шагать…» Целью недели стало создание условий для формирования психологической культуры, всех участников образовательного процесса, а главными задачами — повышение интереса педагогов и родителей к психологии, демонстрация реальных форм работы, возможностей психологической службы детского сада, гармонизация детско-родительских отношений, снижение эмоционального напряжения детей — педагогов — родителей.

     Весь коллектив детского сада был вовлечен в этот марафон. Конечно, ему предшествовала большая подготовительная работа: за несколько дней был проведен педагогический час, на котором ознакомились и утвердили план «Недели психологии», было подготовлено и вывешено объявление для родителей, в холле детского сада. По плану, каждый день недели был посвящен какой-то теме.

         Тема первого дня недели «Мой дом – моя крепость».

         Ни для кого не секрет, что на эмоциональный комфорт ребенка большое влияние оказывает семья, поэтому и не случайно первый день недели психологии был посвящен семье. С целью положительного настроя на совместную работу утро началось с акции «Позитиффчик». На стенах в фойе, на дверях групп и кабинетов были развешены картинки с разными пожеланиями. В этот день в приемных групп раннего, младшего и среднего возраста прошла выставка  «Мой портрет в лучах солнца». Родителям, заранее,  предлагалось красочно оформить солнышко: в середине фото ребенка, на лучиках написать семейные прозвища или ласковые производные имени ребенка. Каждый из родителей подошел творчески к выполнению данного задания. В старших и подготовительных группах прошла фотовыставка «Семейные традиции», а также выставка рисунков по теме «Развлечения выходного дня». Завершился день психологической игрой-развлечением «Заколдованное сердце», где воспитанники 2 подготовительной группы «Жемчужинки» с большим интересом спасали своего воспитателя от чар злой королевы. Эта игра помогла выявить положение детей в группе, эмоциональные отношения между детьми и педагогом.

         Второй день недели психологии прошел под названием «День добра».

         В этот день была проведена психологическая акция «Осенние предсказания», целью которой было создание положительного эмоционального фона в детском саду. Каждый желающий мог поднять себе настроение, достав листочек с предсказанием из корзинки. Как выяснилось, в конце дня, у некоторых предсказания сбылись. В течение дня дети совместно с педагогами и родителями оформляли в фойе детского сада «Дерево доброты» с высказываниями о доброте.

     С целью повышения психологической готовности детей к обучению в школе, сплочения детского коллектива, поднятия общего эмоционального тонуса, развития представлений об окружающем мире, обучения детей навыкам коллективной организации была проведена игра-викторина в разновозрастной группе «Смешарики» и 1 подготовительной группе «Котята» под названием «Я – Всезнайка». Команды прошли интересные испытания, посоревновались в умении логически размышлять, рассуждать, находить обобщения, анализировать и др. В игре викторина победила дружба, а каждый воспитанник был награжден смайликом.

     В этот день не остались незамеченными и младшие воспитатели. С целью формирования положительного эмоционального состояния младших воспитателей и создание поддерживающих стереотипов взаимодействия в коллективе, для них был проведен тренинг «В гостях у сказки». В ходе тренинга проводись упражнения «Давайте познакомимся», «Ручеек дружбы», «Зарождение любви», «Доверительное падение», экспресс-импровизация «Стояла тишина», направленные на формирование навыков позитивного, созидательного общения, установлению и развитию контактов между людьми, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания другого человека. В ходе совместной деятельности участники отметили схожесть личных и групповых интересов. Проигрывание игровых ситуаций помогло снять психическое и мышечное напряжение, сформировать доверительное отношение между участниками. В целом результат встречи был отмечен как положительный. Все младшие воспитатели высказались о необходимости проведения подобных занятий, их пользе для выстраивания взаимоотношений со всеми членами коллектива.

         Третий деть стартовал под название «День радости и счастья».

         В этот день мы узнали, с каким настроением дети приходят в детский сад и с каким его покидают. В каждой группе были проведены акции «Дерево настроения» (старшие — подготовительные группы), «Корзина хорошего настроения» (младший  и средний возраст), «Радуга настроения» (группы раннего возраста), во время которой дети и желающие родители, приходя в группу, должны были оставить забавный смайлик, отражающий их настроение на данный момент. Проведенный в конце дня подсчет показал, что число оптимистичных смайликов значительно превышает грустные и сердитые. Детям очень понравилось выражать эмоции с привлечением к себе внимания взрослых и ровесников.

         В старшей группе «Подсолнушки» прошел мастер-класс под названием «Я дарю тебе улыбку». Дети узнали, как с помощью обычной деревянной палочки, скотча и бумаги можно легко и быстро сделать смешную улыбку. Дошкольники отнеслись к этому с интересом и творчеством. Все улыбки были разные и не похожие друг на друга. Ребята дарили их друг другу, воспитателям и своим родителям.

         Для детей средней группы «Колокольчики» с целью развития  потребности радовать окружающих добрыми делами и заботливым отношением к ним  была проведена акция «Развеселим солнышко». Дети с большим удовольствием своими руками украсили солнышко, которое подарили своим родителям.

         С целью формирования у педагогов психологической готовности к взаимодействию с семьей ребенка с ограниченными возможностями здоровья и снятию психологических барьеров, был организован семинар-практикум «Навстречу друг другу». Педагоги прослушали лекцию о психологических особенностях семьи ребенка с ОВЗ, приняли участие в тренинговых упражнениях и психологических играх. На семинаре обсуждались пути помощи и поддержки семьи ребенка с ОВЗ в условиях дошкольной образовательной организации. Участники смогли обменяться опытом и поделиться мнениями о проблеме. В ходе встречи под­твердилась актуальность темы и важность данной формы работы.

         «День разноцветного настроения» — так назывался четвертый день недели психологии. Символом этого дня стал цветик-семицветик. С целью создания атмосферы принятия, взаимопонимания, любви, воспитания доброжелательного отношение к сверстникам с детьми 2 старшей группы «Звездочки» был проведен мастер-класс «Цветик-семицветик». Дети вспомнили сказку В. Катаева «Цветик-семицветик», а также узнали, как при помощи своей ладошки, скотча и цветной бумаги можно легко и быстро смастерить цветик-семицветик. Цветочек получился на славу! Ребята с большим удовольствием подарили его своему воспитателю.

         Успешно прошла социальная акция, посвящённая Всемирному дню ребёнка «Мои права и обязанности», где педагоги проявили творчество и мастерство преподнесения серьёзного материала воспитанникам и их родителям. Ребята узнали о праве на имя, семью, образование, отдых, оздоровлении, защиту от насилия. Взрослым напомнили об их обязанностях в отношении детей.

В этот же день все родители получили возможность заполнить анкету на тему «Семейные традиции», которые позволили узнать, какие семейные традиции соблюдают родители наших воспитанников. В анкетировании приняли участие 70 семей. Закончился день мастер-классом для родителей групп раннего возраста на тему «Развитие мелкой моторики». Цель данного мероприятия заключалась в знакомстве родителей с играми и упражнениями, направленными на развитие мелкой моторики рук, которые можно организовать в домашних условиях. Родителям и детям были предложены: пальчиковая игра «Сорока-белобока», «У оленя дом большой», игра с макаронами «Сделай бусы»,  игры с прищепками «Иголки для ежика», «Лучики для солнышка», игра с фасолью «Покормим кроликов». С большим удовольствием дети вместе с родителями выполняли танцевально-ритмическое упражнение Е. Железновой «У жирафа пятна, пятна», рисовали на манке, на бумаге с помощью ватных палочек. В заключение  мастер-класса все участники высказали мнение о значимости проведённого мероприятия, его насыщенности, хорошем организационном уровне, сказали слова благодарности.

         Заключительный, пятый день, был посвящен дружбе.

         Итогом Недели психологии стала выставка творческих работ в рамках проекта «Семейные традиции», на которой группа «Жемчужинки» представляла фамильные гербы, а группа «Смешарики» — генеалогическое древо. Родители группы «Котята» создали стенгазету и книжку-самоделку «Что означает моя фамилия». Интересный материал для выставки под названием «Семейные реликвии», «Бабушкин сундук», собрали старшие группы «Подсолнушки» и «Звездочки».

Закрытие недели психологии прошло в форме фестиваля «Дружба народов» среди воспитанников старших и подготовительных групп, которому предшествовала большая предварительная работа всех участников образовательных отношений. При подготовке к фестивалю каждая возрастная группа с помощью жребия выбрала одну из национальностей, подготовила костюмы данного народа, изучила быт и традиции. На фестивале были представлены игры и танцы народов России (русские, казахские, башкирские, украинские, татарские). Завершился фестиваль вручением сертификатов и грамот участникам мероприятия.         Проведение подобных мероприятий создает положительную основу для воспитания патриотических чувств детей, вызывает интерес к культуре и творчеству других народов.

Кутергина Н.В., педагог-психолог МБДОУ «Детский сад № 15»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.