Музейная педагогика

    Музейная педагогика в последнее время приобретает большую популярность в системе дошкольного образования и воспитания. Появилось много книг по этой теме, создаются музейные программы. Понятие «музейная педагогика» возникло ещё в начале 80 гг., оно заимствовано из немецкой терминологии.

    Что означает слово «музей»? Музей это — «учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов — памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью». (Толковый словарь Ожегова).

    Нужен ли музей современному ребёнку, и как он влияет на его познавательно-речевое развитие? Современные дети живут в эпоху развития информационных технологий, они любознательны, пытливы, активно познают окружающий мир посредством компьютера, но он не даёт в полном объёме представления о предметах, явлениях окружающей действительности и не способствует речевому развитию дошкольников. И здесь основным средством развития познавательной сферы дошкольника выступает музей, организованный в ДОУ в рамках музейной педагогики. Музей в детском саду, по словам Н. А. Рыжовой, — «интерактивное образовательное пространство, в котором ребёнок может действовать самостоятельно с учётом собственных интересов и возможностей», по своему выбору обследовать предметы, делать выводы, умозаключения, отражать в речи собственные наблюдения, впечатления, общаться со сверстниками по поводу увиденного.

    Я слышу — и забываю.

    Я вижу — и вспоминаю.

    Я делаю и постигаю.

    Это выражение, которое приписывают Конфуцию, может подойти эпиграфом к музейной педагогике, так как в нем заключен важнейший принцип данного направления образовательно-воспитательной деятельности.

    Музейная педагогика призывает дать ребенку самому манипулировать с предметами, самому извлекать из них информацию, самому делать выводы. На практике ребенок включается в активный познавательный процесс, идет процесс получения «знаний через руки». Полученные знания становятся личным приобретением каждого ребенка. В музее ребенок знакомится с новыми, незнакомыми предметами, которые он до этого не встречал. Это расширяет его кругозор, представления об окружающем его мире.

    Музейная педагогическая деятельность может осуществляться не только в условиях музейной среды, но и в детском саду, школе, учреждениях дополнительного образования, дома, на улице и т. д. В детских садах создаются собственные музеи, они конечно небольшие, и называются «мини — музеи». Они приобрели большую популярность и теперь уже почти в каждом дошкольном учреждении мини-музеи — неотъемлемая часть развивающей среды.

    Цели мини-музея:

    ‒ Расширение кругозора дошкольников.

    ‒ Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ.

    ‒ Обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами.

    ‒ Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности.

    ‒ Развитие творческого и логического мышления.

    ‒ Формирование проектно-исследовательских умений и навыков.

    ‒ Формирование у дошкольников представлений о музее.

    «Принципы создания мини-музея:

    ‒ Принцип интеграции — мини-музей должен учитывать содержание образовательной программы ДОУ и помогать в реализации ее общих задач и задач отдельных образовательных областей.

    ‒ Принцип деятельности и интерактивности — мини-музей должен предоставлять воспитанникам возможность реализовать себя в разных видах детской деятельности (использовать экспонаты в сюжетно-ролевых играх, создавать поделки и включать и х в общую экспозицию и т. д.).

    ‒ Принцип природосообразности — мини-музей должен быть создан с учетом психофизиологических особенностей детей разного возраста и предусматривать условия для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.

    ‒ Принцип научности — представленные экспонаты должны достоверно отражать тематику мини-музея, объяснять различные процессы и явления в рамках выбранной темы научным и в то же время доступным для ребенка языком.

    ‒ Принцип гуманизации и партнерства — мини-музей должен предлагать условия для всестороннего развития ребенка, поощрения его инициативности, творческой деятельности в рамках субъект-субъектных отношений в системе «взрослый — ребенок», «ребенок- ребенок».

    ‒ Принцип культуросообразности — мини-музей должен быть ориентирован на приобщение детей к мировой культуре, общечеловеческим ценностям через освоение ценностей и норм национальной культуры в ходе непосредственно образовательной деятельности в музейном пространстве.

    ‒ Принцип динамичности и вариативности — экспозиции мини-музея должны постоянно дополняться и обновляться с учетом возрастных особенностей детей группы.

    ‒ Принцип разнообразия — наполнение мини-музея экспонатами, разными по форме, содержанию, размерам, отражающими историческое, природное и культурное разнообразие окружающего мира.

    ‒ Принцип регионального компонента — мини-музей должен предусматривать организацию работы с детьми по ознакомлению их с культурным наследием региона, а также культурой других народов, что способствует развитию толерантности и формированию чувства патриотизма».

    Тематика мини-музеев может быть различной. Это могут быть картинные галереи, фольклорные избы, горницы; это может быть мини-музей одной или разных игрушек, транспорта, часов, пуговиц, магнитов и т. д.

    Почему дети с огромным желанием идут в мини-музей? В обычном музее ребенок лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Он знает, что в этом музее многое сделано его руками, руками его родителей, пап, мам, бабушек, дедушек. Каждый мини-музей — это совместная работа воспитателя, родителей и воспитанников. Ему здесь разрешается переставлять экспонаты, брать их в руки, рассматривать, то есть прикоснуться к истории.

    Задача воспитателя заключается в том, чтобы научить ребенка распознавать скрытый в предметах — экспонатах мини — музея смысл. Изучив и воспользовавшись методами музейной педагогики, воспитатель будет проводником для детей в мир открытий.

    Мини-музей в детском саду это не просто организация экспозиций или выставок, а различные формы деятельности, включающие в себя поиск и сбор материалов, проведение праздников и досугов, исследовательская и проектная деятельность. Музейная педагогика облегчает ребенку погружение в мир традиционной культуры, историко-художественного наследия, помогает постичь всю глубину и красоту русской культуры. В мини-музее проводятся тематические занятия, посвящённые памятным датам и событиям, помогающие прививать детям чувство любви к природным и культурным ценностям родного края, чувство патриотизма, привязанности к своей малой и большой Родине. Важно в ребенке развить чувство прекрасного, способность чувствовать и понимать красоту окружающего мира, развить умение обладать собственным мнением, высказывать свое суждение.

    Образовательная деятельность в рамках музейной педагогики является эффективным средством по развитию у ребенка мыслительной деятельности, способствуют прогрессу отдельных сторон творческого мышления — оригинальности и сложности, дети более свободно оперируют образами. Деятельность с экспонатом и в экспозиции является основным способом получения знаний детьми, которое происходит в свободной форме, или в совместной деятельности, или самостоятельно. Планируя, в любое занятие можно включить отдельные музейные экспонаты, или, наоборот, на основе музейного экспоната провести занятие. Например, при составлении описательного рассказа также можно использовать музейные экспонаты музея ДОУ или мини-музея любой группы.

    Привлечение родителей к участию в создании в ДОУ мини-музеев является показателем эффективного сотрудничества педагогов с семьями воспитанников, в итоге: родители от наблюдателей педагогического процесса постепенно переходят к позиции инициаторов и активных участников.

    Таким образом, музейно-педагогическая работа в детском саду — это симбиоз творческой деятельности всех участников педагогического процесса. Он направлен на ознакомление с окружающим миром, приобщение к системе общечеловеческих ценностей, на обогащение эстетических представлений и формирование художественного вкуса. Музейная педагогика должна служить комплексному развитию, воспитанию патриотизма, гражданственности и духовности дошкольников. На сегодня к нам возвращается национальная память, и мы должны научить детей по-новому относиться к традициям, в которых народ оставил все ценное, что было в прошлом.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.