Мониторинг сформированности представлений о мире труда и профессий у дошкольников

    Важным условием успешного усвоения материала является диагностическая работа, которая направлена на выявление уровня эффективности педагогического воздействия. Диагностика проводится в начале и в конце учебного периода (ноябрь, апрель).

    Методической лабораторией «В мире профессий» разработана диагностика в соответствии с Образовательной программой МБДОУ «Детский сад № 15», в соответствии с возрастными задачами.

    В ходе мониторинга используются методы анкетирования родителей, наблюдения, анализ продуктов детской деятельности, беседа с детьми. Метод анкетирования проводится в начале и конце проекта среди родителей воспитанников. Метод анализа продуктов детской деятельности направлен на выявление уровней освоения ребенком представлений об окружающем мире. Метод беседы с детьми позволяет выявить знания детей о родном крае, городе, стране. В ходе бесед используются наглядные пособия в виде иллюстраций, фотографий, видеоматериалов, которые являются подсказками ответов на вопросы.

    Критерии, показатели и средства измерения уровня сформированности представлений о мире труда и профессий у дошкольников.

    КритерииПоказателиСредства
    КогнитивныйЗнание о видах трудаЗнание о профессияхТестирование
    Мотивационно-потребностныйНаличие интереса к трудовой, учебной и профессиональной деятельностиОтношение к труду, к профессиям, желание овладеть какой-либо профессиейНаблюдение, методика неоконченных предложений
    Деятельностно-практическийПроявление трудолюбиеАктивность, добросовестность, ответственностьНаблюдение, анализ продуктов трудовой деятельности

    Мониторинг сформированности представлений о мире труда и профессий у дошкольниковТест «Знаешь ли ты профессии?» включают в себя вопросы и три варианта ответа, из которых дети выбирают один, который более всего соответствует их представлениям.       Каждый вариант ответа оценивается определенным количеством баллов. Полученный средний балл позволяет отнести ребенка по данному критерию к одному из трех уровней проявления когнитивного критерия. Беседа проводится индивидуально. Воспитаннику предлагается рассказать о том, какую бы профессию он хотел выбрать, что он знает об этой профессии, каковы ее особенности.

    Методика неоконченных предложений. Ребенку предлагаются незаконченные

    предложения, которые он должен продолжить. Выявляется отношение воспитанника к трудовой деятельности, интерес к той или иной профессии, наличие потребности ребенка в трудовой деятельности.

    Анализ продуктов деятельности. Анализ продуктов деятельности осуществляется в художественно-эстетическом воспитании ребенка, в общественно-полезном труде и включает в себя оценку следующих трудовых навыков детей:

    – аккуратность выполнения работы;

    – соответствие продукта деятельности предложенному образцу;

    – наличие элементов творчества в продукте деятельности;

    – проявление трудолюбия в процессе работы.

    Наблюдение. Наблюдение осуществляется в трудовой деятельности детей. Обращается внимание на активность участия дошкольников в общественно-полезном труде. Отмечается проявление добросовестности, трудолюбия, самостоятельности, инициативы, проявления творческого подхода к работе, ответственности, умения работать в коллективе.

    Оценка сформированности представлений о мире труда и профессий осуществляется по трём уровням: высокий, средний, низкий.

    Характеристика уровней сформированности представлений о мире труда и

    профессий у дошкольников:

    1. Высокий уровень (15 баллов и более для детей 3-5 лет; 17 и более баллов для детей 5-7 лет) – у воспитанников имеются осознанные знания о трудовой деятельности людей. Дети знают основные профессии, предлагаемые тестом, их особенности, понимают значимость данной профессии для людей, положительно относятся к трудовой деятельности взрослых людей и к их профессиям, а также у детей выражены интересы к учебной и профессиональной деятельности, они мечтают получить в будущем какую-то профессию, могут объяснить свой выбор.

    Воспитанники активно участвуют в труде, проявляют трудолюбие в НОД. Дети активны, ответственны, помогают друг другу в процессе труда.

    1. Средний уровень (10-14 баллов для детей 3-5 лет; 13-17 баллов для детей 5-7 лет) – воспитанники имеют знания о трудовой деятельности людей. Дети называют профессии, предлагаемые тестом, но не всегда знают основные их особенности, понимают значимость данной профессии для людей. Воспитанники проявляют положительное отношение к трудовой деятельности взрослых людей и к их профессиям, но их интересы к учебной и профессиональной деятельности неустойчивы, неглубоки. Дети мечтают в будущем получить какую-то профессию, но не могут объяснить свой выбор, участвуют в труде, когда этого требует педагог. Добросовестно выполняют поручения, но не проявляют инициативы, активности, творчества.
    2. Низкий уровень (9 баллов и менее для детей 3-5 лет; 12 баллов и менее для детей 5-7 лет) – воспитанники имеют незначительные представления о трудовой деятельности людей; не могут охарактеризовать основные особенности профессий, предлагаемых тестом, не понимают значимости данной профессии для людей; не проявляют интереса к учебной и профессиональной деятельности, а также к трудовой деятельности взрослых людей и к их профессиям. Воспитанники участвуют в общественно полезном труде при контроле педагога. Трудятся недостаточно добросовестно, не имеют простейших навыков трудовой деятельности.

     Мониторинг сформированности представлений о мире труда и профессий у дошкольниковТест «Знаешь ли ты профессии?»

     Как называется профессия, представитель которой занимается покрасочными работами?

    а. Художник

    б. Оформитель

    в. Маляр (1 балл)

    1. Чем занимается хлебороб?

    а. Печет хлеб

    б. Выращивает хлеб (1 балл)

    в. Сеет зерно

    1. Как называется профессия, представитель которой проектирует здания?

    а. Строитель

    б. Чертежник

    в. Архитектор (1 балл)

    1. Представитель, какой профессии, лечит животных?

    а. Врач

    б. Животновод

    в. Ветеринар (1 балл)

    1. Назови профессии, которые ты знаешь. Чем занимаются люди, представители этих профессий?

    Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.

    Оборудование: 14 картинок с профессиями для детей 3-5 лет; 16 картинок с профессиями для детей 5-7 лет.

    Высокий уровень – 15 и более баллов для детей 3-5 лет; 17 и более баллов для детей 5-7 лет

    Средний уровень – 10-14 баллов для детей 3-5 лет; 13-17 баллов для детей 5-7 лет

    Низкий уровень – 9 и менее баллов для детей 3-5 лет; 12 и менее для детей 5-7 лет

     Методика неоконченных предложений.

     Дополни предложения своими взглядами и отношениями к труду и профессии.

    1. Я считаю, что люди должны трудиться, потому что________________________.
    2. Труд должен приносить людям_________________________________________.
    3. Я хотел(а) бы выбрать профессию ________________потому, что____________.

    Высокий уровень. Воспитанник понимает, что труд должен приносить пользу людям, чувство удовлетворения себе. У ребенка имеются определенные профессиональные интересы.

    Средний уровень. Воспитанник представляет трудовую деятельность как средство достижения материального благополучия. У ребенка имеются определенные профессиональные интересы.

    Низкий уровень. У воспитанника отсутствуют представления о значении труда для него самого, для окружающих. Отсутствуют осознанные профессиональные интересы.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.