Мой взгляд на современное дошкольное образование

Модернизация образования является в настоящее время ведущей идеей и центральной задачей российской образовательной политики. Большой энциклопедический словарь толкует термин «модернизация» как изменение, усовершенствование, отвечающие современным требованиям.

Данный термин применительно к образованию означает преодоление, а также замену традиционных ценностей, препятствующих распространению новых технологий в образовании, генерирование новых форм и методов обучения. Другими словами, модернизация образования — это комплексное, всестороннее обновление всех звеньев образовательной системы и всех сфер образовательной деятельности в соответствии с требованиями современной жизни, при сохранении и умножении лучших традиций отечественного образования.

Модернизация образования является одной из ведущих идей государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы, утвержденной 22 ноября 2012 года Правительством РФ, целью которой является обеспечение соответствия качества российского образования меняющимся запросам населения и перспективным задачам развития российского общества и экономики.

В соответствии с данной программой приоритетами для Российской Федерации является обеспечение доступности дошкольного образования, развитие сферы непрерывного образования, обеспечение открытости, больших возможностей для инициативы и активности обучающихся, а также распространение лучших образовательных практик на все регионы России.

Основной целью образовательной политики Оренбургской области в сфере дошкольного образования является обеспечение равных возможностей для современного качественного образования и позитивной социализации детей, которое предполагает равные стартовые условия для последующего успешного обучения ребёнка в школе. При этом доступность характеризуется возможностью выбора дошкольного учреждения, а качество – возможностями и способностями ребёнка в освоении программ на последующих уровнях образования.

Для обеспечения доступности дошкольных образовательных услуг для детей в возрасте от 3 до 7 лет в Оренбургской области в течение последних пяти лет введено около 25 тысяч дополнительных мест, решается вопрос по удовлетворению потребности населения в образовательных услугах для детей в возрасте от 1,5 до 3-х лет. 

С целью повышения качества дошкольного образования определены базовые региональные и муниципальные площадки, проведен мониторинг создания условий для реализации ФГОС дошкольного образования, осуществляется коррекция образовательных программ в соответствии с требованиями стандарта, совершенствуются механизмы повышения профессиональной компетенции педагогических работников.

На мой взгляд, эффективность развития системы дошкольного образования напрямую зависит от стабильности функционирования каждого дошкольного учреждения, то есть бескризисное существование и чёткое видение своей перспективы в ближайшем будущем, уверенность в избранном курсе на развитие, прочная позиция на рынке образовательных услуг.

В настоящее время в дошкольных образовательных организациях Гайского городского округа завершён переходный период на ФГОС дошкольного образования, совершенствуются условия реализации стандарта, внедряются новые модели дошкольного образования, реализуются мероприятия по развитию системы мониторинга качества образовательных услуг и обеспечению доступности дошкольного образования.

За последние три года в городе Гае введены в эксплуатацию три дошкольных образовательных учреждения, создана образовательная организация, включающая в себя все ступени общего образования: дошкольное, начальное общее, среднее общее и основное общее, что обеспечивает преемственность в использовании технологий деятельностного типа от дошкольной ступени до основной школы.

МБДОУ «Детский сад № 15» с 2014 года является муниципальной пилотной площадкой опережающего введения ФГОС дошкольного образования. Присвоение данного статуса позволило последовательно, на научной основе реализовать серию инновационных проектов, проверить на эффективность большое число современных педагогических идей, воплотить их в жизнь, причем в максимально приемлемой для большинства участников образовательного процесса форме.

Одной из таких идей стала разработка авторской парциальной программы «Хочу в школу», которую я использую в своей работе. Реализация данной программы обеспечивает преемственность в дошкольном и начальном школьном образовании и предполагает формирование предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста в процессе активизации познавательных процессов и внутренней учебной мотивации. Вся работа строится на основе внедрения в образовательный процесс педагогической технологии «Ступеньки гармонии», разработанная на принципах формирования гармонично развитой личности и основана на семи концептуальных положениях, которые заключаются в сформированности компетенций дошкольника в игровой деятельности.

 Для совершенствования условий реализации стандарта в дошкольных образовательных учреждениях необходима разработка региональной целевой программы  «Комплексная поддержка развития дошкольных образовательных учреждений Оренбургской области», целью которой станет создание условий: нормативно-правовых, организационно-управленческих, финансово-экономических, направленных на обеспечение  полноценного общественного дошкольного образования, а одной из главных задач — улучшение условий содержания детей в детском саду.

Данная программа поможет привлечь в дошкольные учреждения дополнительные источники финансирования, увеличить процент обеспеченности учреждений кадрами, охватить детей дошкольного возраста спортивно-оздоровительными мероприятиями, обновить материально-техническую базу, привлечь неорганизованных детей, оказывать содействие педагогическим работникам ДОУ в повышении их профессионального уровня.

Современная модель образования предполагает высокие технологии развития воображения, грамотности и других базовых способностей детей. В основе современных образовательных стандартов лежит переход от установки на запоминание большого количества информации к освоению новых видов деятельности – проектной, творческой, исследовательской. Использование этих технологий требует высокой квалификации педагога.

Я считаю, что профессия воспитатель не возможна без постоянного самосовершенствования профессиональных навыков, путём изучения и создания новых программ и технологий воспитания детей дошкольного возраста и внедрения их в работу. В педагогической профессии нет конечной точки развития. Приходят новые дети,  новые родители, новые требования и возникает необходимость искать другие пути решения задач, чтобы как можно быстрее продвинуться по ступенькам развития как можно выше, к намеченной цели. Шагая в ногу со временем, воспитывая  детей, я «расту» вместе с ними, повышаю  своё профессиональное  мастерство, штудирую книги, использую передовой педагогический опыт  и радуюсь, что атмосфера любви и взаимопонимания, созданная мною, приносит свои плоды.

Задумываясь о значимости работы воспитателя, я всегда сравниваю педагогическую деятельность с работой настройщика музыкальных инструментов. Только «настройщик» с чутким душевным слухом и добрыми нежными руками сможет дать любой скрипке голос драгоценного инструмента, вышедшего из рук мастера Страдивари. А бездушный «мастер» с высшим образованием превратит скрипку «Гварнери» в дрова.

В завершение хочется отметить, что процесс модернизации образования — это постепенный процесс, который должен соответствовать развитию общества, отвечать на его вызовы, а самое главное — формировать из дошкольника личность, вооруженную современными знаниями, способную их приумножать и уметь превращать в практические дела.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.