Одной из приоритетных задач современного дошкольного образования является развитие ребенка, открывающее возможности для его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества с взрослыми в соответствующих возрасту видах деятельности.
Знакомство детей дошкольного возраста с профессиями и трудом взрослых не только расширяет их общие представления об окружающем мире и кругозор, но и формирует у них определенный элементарный опыт профессиональных действий, способствует ранней профессиональной ориентации. Организация развивающей предметно-пространственной среды (РППС) является непременным элементом для осуществления образовательного процесса в рамках ранней профориентации детей дошкольного возраста.
Для решения задач профориентационной направленности в МБДОУ «Детский сад № 15» созданы мобильные интерактивные центры (МИЦ) по разным направлениям развития ребёнка с учетом индивидуальных, гендерных особенностей и способностей детей дошкольного возраста.
МБДОУ «Детский сад № 15» реализует деятельность в рамках методической лаборатории «Ребёнок в мире профессий». Лаборатория направлена на развитие познавательных способностей и элементарных представлений о профессиональной деятельности человека; помогает детям понять важность и необходимость каждой профессии.
Для этого в группах представлены игры, игрушки, пособия, экспериментальное оборудование, позволяющие моделировать образовательную деятельность педагогам в зависимости от задач, возраста, индивидуальных особенностей детей.
Подбор материалов и оборудования осуществляется в соответствии с образовательными задачами методической лаборатории «Ребёнок в мире профессий» в различных видах детской деятельности: конструктивной, трудовой, познавательно-исследовательской, коммуникативной, музыкальной, восприятии художественной литературы и фольклора.
РППС МБДОУ «Детский сад № 15» обеспечивает и гарантирует:
- Охрану и укрепление физического и психического здоровья и эмоционального благополучия.
- Максимальную реализацию образовательного потенциала пространства ДОО, группы.
- Построение вариативного развивающего образования, ориентированного на свободный выбор детей.
- Построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми.
- Открытость дошкольного образования и вовлечение родителей непосредственно в образовательную деятельность.
- Создание условий для ежедневной трудовой деятельности и мотивации самосовершенствования педагогов.
- Создание равных условий для детей, принадлежащих к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям.
Весь материал в центрах систематизирован и используется педагогами в образовательной деятельности, для проведения бесед, дидактических и сюжетно-ролевых игр, экскурсий, культурно-досуговых мероприятий, наблюдений за трудом взрослых.
Для организации игровой деятельности детей в группах размещены игрушки различного размера, позволяющие организовать сюжетно-ролевые и режиссерские игры, сюжетные образные игрушки, изображающие людей разных профессий, транспортные средства, орудия труда.
Большое количество разнообразных игр, атрибутов позволяет удовлетворить познавательные потребности детей. Все материалы и оборудование размещены таким образом, чтобы дети могли легко подбирать игрушки, комбинировать их «под свои игровые творческие замыслы». Дети по своему желанию выбирают сюжет будущей игры и переносят игровой материал в удобное для них место для свободного построения игрового пространства.
Таким образом, РППС МБДОУ «Детский сад № 15» соответствует требованиям ФГОС ДО и является содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной, а также позволяет решить задачи профориентационной направленности во всех видах детской деятельности. Возможность свободного подхода к каждому центру в группе способствуют эмоциональному и интеллектуальному развитию воспитанников, позволяет моделировать среду группового пространства под игровые и творческие замыслы детей, что дарит разнообразие и богатство сенсорных впечатлений. Это является неотъемлемым элементом осуществления успешной реализации образовательных задач.