Многофункциональная дидактическая игрушка Звуковичок

    Многофункциональная дидактическая игрушка «Звуковичок» является авторской разработкой, которое используется как для профилактики речевых нарушений, так и для коррекции звукопроизношения и общего недоразвития речи у детей в ДОУ. Данное дидактическое пособие было создано, учитывая склонность дошкольников к подражанию, наглядным формам мышления и игре.

    Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Неудивительно, что проблема игры привлекала и привлекает к себе внимание исследователей, причем не только педагогов и психологов, но и специалистов других областей.

    Практическая значимость. Невозможно представить работу воспитателя без использования обучающих, дидактических игр. На логопедических занятиях используются различные игры: дыхательные, артикуляционные, пальчиковые, игры с крупой и песком, игры с элементами массажа, подвижные, настольно-печатные, игры с предметами и словесные, а также компьютерные игры. Они содержат элементы новизны, вводят детей в условную ситуацию, эмоционально приобщают к процессу приобретения знаний, нацеливают на самостоятельное решение игровых задач.

    Многофункциональная дидактическая игрушка ЗвуковичокДля достижения максимальной эффективности в коррекционном процессе, от воспитателя требуется решение сложных задач поиска эффективных форм и методов работы по исправлению речевых нарушений. Разработанное игровое пособие «Звуковичок», позволяет решить большинство этих задач.

     

    Понятие «дидактические игры и игрушки» для многих родителей является чем-то далеким, непонятным и сложным. А ведь такие игрушки занимают особое место в жизни и развитии ребенка, поскольку являются первым обучающим материалом малыша. Дидактические игрушки – это игрушки, направленные на развитие психических процессов, содержат в себе развивающую задачу, соответствующую возрасту.

    Невозможно представить работу воспитателя без использования обучающих, дидактических игр. На занятиях используются различные игры: дыхательные, артикуляционные, пальчиковые игры, игры с крупой и песком, игры с элементами массажа, подвижные, настольно – печатные, игры с предметами и словесные, а также компьютерные игры. Они содержат элементы новизны, вводят детей в условную ситуацию, эмоционально приобщают к процессу приобретения знаний, нацеливают на самостоятельное решение игровых задач.

    Для достижения максимальной эффективности в коррекционном процессе от воспитателя  требуется решение сложных задач поиска эффективных форм и методов работы по исправлению речевых нарушений. Разработанное игровое пособие Звуковичок позволяет решить большинство этих задач.

    Пособие представляет собой занимательный персонаж – мягкую игрушку, которая собирается по методу «конструктора» в соответствии с заданными целями.

    Способ изготовления пособия.

    Пособие изготовлено из трикотажной ткани зеленого, синего, красного цвета и флиса желтого и красного цветов. Из трикотажной ткани изготавливаются кружочки для рук и ног игрушки, которые наполняются самыми разными материалами: от мягких кусочков синтепона до колючих скорлупок грецких орехов. В красных шариках для обозначения гласных звуков, а также для обозначения звонкости согласных в зеленых и синих находятся бубенчики. Из желтого флиса выкраиваем круглую голову и овальное туловище Звуковичка, а из красного – рот, губы, язык. Все части тела скрепляются на липучках. Пришиваются волосы, нос глаза. Верхние и нижние зубы сделаны из полубусин.

    Назначение пособия.

    Вариант 1. Использование пособия в качестве сюрпризного момента в ходе вводного занятия «Знакомство с органами речи». Ребенок может открыть, закрыть рот Звуковичка, потрогать зубы, язык, узнать, где кончик языка, боковые края, спинка, корень (сначала у игрушки, потом у себя).

    Вариант 2. Во время проведения артикуляционной гимнастики Звуковичок «предлагает» выполнить с ним упражнение: найти правильное положение языка. Ребенок делает вместе с педагогом: двигает, выгибает язык, помещает кончик языка за верхние, нижние зубы; те же действия показывает на языке Звуковичка.

    Вариант 3. На индивидуальных занятиях по постановке звуков ребенок с помощью

    педагога моделирует и прикрепляет игрушке язык, придавая ему необходимый артикуляционный уклад. Например, при постановке звука [ш] приподнимаем края языка к верхним зубам, моделируя форму «чашечки». Можно изготовить разной ширины языки (узкий и широкий) и при необходимости использовать для разных упражнений. Упражнение «Змейка»: прикрепляем Звуковичку узкий язык, для упражнения «Лопаточка» – широкий язык.

    Игра «Научи Звуковичка».

    Цель: автоматизация изолированного звука.

    У педагога в руках Звуковичок. Он просит ребенка  научить его правильно произносить тот или иной слог. В роли учителя выступает ребенок,

    Звуковичок  – ученик.

    Игра «Веселая песенка».

    Цель: развитие речевого дыхания и автоматизация звука в слогах.

    Педагог предлагает научить Звуковичка петь песенку с новым звуком, который ребенок недавно научился произносить. Во время пения необходимо следить, чтобы ребенок произносил на одном выдохе от трех и более слогов и за правильным произношением звука.

     Вариант 4.Красные, синие и зеленые шарики используются также на индивидуальных и фронтальных занятиях при формировании фонематического слуха, позволяют включить в работу слуховой, зрительный, кинестетический и речедвигательный анализаторы, что позволяет быстрее и лучше усвоить характеристику изучаемого звука.

    Красный шарик – это гласный звук.

    Синий шарик – это твердый согласный.

    Зеленый шарик – это мягкий согласный.

    Часть согласных звенящих, т.е. звонких согласных, гласные все звенящие.

    Игра «Угадай, что звучит».

    Цель: развивать фонематическое восприятие и слух.

    Педагог предлагает детям рассмотреть шарики и запомнить, как они звучат, затем угадать. Например, красный – звенит бубенчик, синий – шуршит целлофан, зеленый – скрипит пенопласт и т.д.

    Игра «Собери змейку».

    Цель: развитие зрительно –  моторной координации; стимуляция тактильных ощущений.

    Ребенку предлагается собрать змейку красного, зеленого или синего цвета. Можно усложнить задание: отгадать содержимое шариков (рис, косточки, синтепон и др.).

    Игра «Гусеница».

    Цель: автоматизация звуков в слогах и словах.

    Ребенок прикрепляет любые по цвету шарики, проговаривая слоговые ряды и слова, собирая гусеницу. При произнесении каждого слога или слова прикрепляется один шарик.

    Игра «Кто больше»

    Цель: автоматизация и дифференциация звуков; развитие речедвигательного анализатора; развитие и совершенствование навыков звукового анализа слов.

    Используются любые шарики (красные, синие, зеленые). За каждое правильное произнесение звука или слога дети получают по одному шарику. Из полученных шариков дети придумывают слово и составляют его схему.

     Вариант 5. При обучении грамоте детям предлагается:

    – найти среди шариков подходящий к данному звуку (букве);

    – собрать схему слога;

    – добавляя разные звуки к слогу, придумать свое слово;

    – собрать схему слова, скрепляя шарики в цепочку;

    – найти лишний шарик в предложенной цепочке из шариков и т.д.

     Игра «Подбери звуку шарик».

    Цель: развивать фонематический слух.

    Воспитатель предлагает рассмотреть картинки: барабан и погремушка. Выделить первый звук в слове, дать характеристику звукам [б], [п]. Звуки твердые, выбираем из синих шариков: синий шарик звенящий (с бубенчиком внутри) и синий шарик глухой (без бубенчика). Аналогичные задания с другими звуками: гласные – согласные, глухие – звонкие, твердые – мягкие.

     Игра «Помоги Звуковичку».

    Цель: развитие мыслительных процессов; совершенствование навыков звукового анализа слов.

    1) Педагог предлагает отгадать загадку:

    Нет моей походки тише,

    И меня боятся мыши. (Кот).

    Дети отгадывают загадку и составляют из шариков схему слова.

    2) Педагог предлагает собрать разрезную картинку, к полученному изображению составить из шариков схему слова.

     Игра «Придумай слово».

    Цель: развитие мыслительных процессов; совершенствование навыков звукового анализа и синтеза слов. Звуковичок загадал слово и просит отгадать его.  Детям предлагается рассмотреть схему слова, составленную из шариков. К данной схеме подобрать подходящую картинку или придумать слово.

    6.Благодаря разному материалу, которым наполнены шарики. Можно предлагать задания на развитие тактильных ощущений. Например, предложить ребенку определить, что находится внутри шарика (мягкие кусочки синтепона, колючие скорлупки грецких орехов, косточки фиников, звенящие бубенчики, шуршащий целлофан, скрипучий пенопласт, различные крупы (рис, гречка, пшенка, горох и фасоль).

     Игра «Угадай, что в шарике».

    Цель: развитие тактильных ощущений; обогащать словарь признаков (синий, зеленый, красный, шуршащий, колючий, мягкий, твердый, скрипящий, мелкий, круглый, острый и т.д.).

    Педагог предлагает потрогать шарик и определить, что спрятано внутри, подобрать слова – определения.

     Вариант 7. Во время игр и выполнения заданий (перечисленных выше) с шариками происходит непроизвольный массаж пальцев рук, что очень полезно. Поскольку нервные окончания на пальцах непосредственно связаны с мозгом:

     – работа рук способствует психическому расслаблению;

     – предотвращает развитие утомления в мозговых центрах;

     – способствует развитию мелкой моторики пальцев рук.

    Данная игрушка прошла успешную апробацию на индивидуальных и фронтальных занятиях, и детям очень понравилось.

    Использование новых игровых приемов с дидактической игрушкой Логошариком не только не исключает традиционных методик логопедического воздействия, но и являются своеобразным продолжением, закреплением и дополнением к ним. Игрушка помогает пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе исправления звукопроизношения и позволяет плавно регулировать поведенческие трудности детей, повышает мотивацию детей к логопедическим занятиям. Таким образом, построение образовательного процесса с использованием нетрадиционного игрового материала помогает решить следующие задачи:

     – автоматизация и дифференциация звуков;

    – развитие и совершенствование навыков звукового анализа слов;

    – развитие ориентировки в пространстве и зрительно-моторной координации; – развитие психических процессов: восприятия, внимания, памяти.

    4 комментария:

    1. Замечательная идея. Такую игрушку хорошо использовать, как наглядный пример на занятиях с детьми. Возьму себе на заметку

    2. Наталья

      Просто находка для воспитателей и родителей! Столько разных вариантов игры! Очень понравился Ваш Звуковичок, обязательно сделаю для своих деток.

    3. Ого,какая красота!Вот это я попала удачно)))Я начинающий воспитатель, сейчас свою “базу”набираю в виде игр и наглядных пособий…Ваша разработка просто клад какой-то! Спасибо за прекрасную идею!

    4. Альфида Мухамадиевна восхищаюсь вами!!! Дидактический материал,сделанный своими руками – чудо как хорош!!! у меня нет слов,просмотрела материал с вытаращенными глазами и открытым ртом, супер!!

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.