Педагог третьего тысячелетия, эпохи информационной цивилизации, работает в условиях, когда научное знание устаревает и обновляется быстрее, чем успевает усвоиться воспитанниками в рамках организованной деятельности обучения и воспитания.
Пребывание в детском саду должно доставлять ребенку радость, а образовательные ситуации должны быть увлекательными, развивающими и подготавливающие ребенка к жизни в условиях неопределенности, то есть к жизни в таком мире, который характеризуется многовекторностью и неоднозначностью развития. Эти условия придают особую актуальность работе методических объединений, направленной на повышение профессиональной компетентности и педагогического мастерства, на развитие творческого потенциала, на совершенствование учебно-воспитательного процесса и достижение оптимального уровня образования, воспитания и развития дошкольников. Этот процесс протекает эффективнее при активном участии педагогов в профессиональных объединениях.
Методическое объединение «В ногу со временем» МБДОУ «Детский сад № 15» начало свою работу в 2011 году. Работа в этом направлении велась и ранее, но организация методического объединения дала возможность более планомерной и системной организации деятельности.
Каждый из воспитателей взял для себя определенную тему по самообразованию и наметил план педагогической деятельности. Работа методического объединения воспитателей в 2014-2015 учебном году была подчинена проблеме «Совершенствование форм и методов воспитания через повышение профессионального мастерства».
Основной целью стало создание условий, способствующих повышению уровня профессиональной компетентности – важнейшей составляющей повышения качества воспитанности, самореализации, развитию творческого потенциала. Для достижения цели были определены задачи, которые успешно решались в течение учебного года:
- Совершенствование профессионального мастерства.
- Формирование мотивации воспитателей к продуктивной деятельности через анализ результативности воспитательной системы.
- Освоение современных концепций и педагогических технологий.
- Повышение качества результата воспитанности посредством использования современных педагогических технологий и методик.
В течение учебного года были организованы четыре заседания методического объединения «В ногу со временем», которые прошли в форме теоретических семинаров, на которых педагоги узнали о современном контексте развития системы дошкольного образования, об условиях реализации новых нормативно-содержательных подходов, обновленных целевых ориентирах. Большое внимание на заседаниях было уделено новой технологии — «музейная педагогика», которая появилась вначале 80-х гг. и была заимствована из немецкой терминологии. Педагоги поделились опытом работы по созданию мини-музеев в своих группах и представили вниманию коллег проекты мини-музеев «Резиновые игрушки», «Картины родной природы», «Сувенирная лавка», «Музей бабочек», «Музей статуэток».
Для выступлений на педагогических часах педагоги готовили материал на разные темы «Научно-теоретические подходы к формированию сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте», «Использование информационно-коммуникативных технологий в условиях ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС».
В рамках методического объединения проводились открытые мероприятия с детьми раннего возраста «Морковка для зайки» и с детьми старшего дошкольного возраста «Загадки космоса».
Проведенные мероприятия позволили заглянуть в творческую лабораторию педагога, открыть для себя новые методы, приемы и формы воспитания. Воспитатели старались творчески подходить к проведению открытых мероприятий, добиваясь решения конкретных и перспективных задач воспитания.
Итоговое заседание методического объединения «В ногу со временем» прошло в форме «Творческого отчета». Заседание началось с обобщения опыта по инновационной работе среди педагогов-членов рабочей группы по опережающему введению ФГОС дошкольного образования. Был проведен анализ наиболее типичных затруднений и способов их устранения, оценка результатов внедрения, выявления результативности работы, разработка рекомендаций по организации проектной деятельности, внедрению технологии ИКТ. Разработки внесены в методическую копилку «Педагогические идеи».
В период между заседаниями воспитатели самостоятельно работали по плану методобъединения: разрабатывали сценарии групповых занятий, анализировали результативность своего труда, проводили диагностические исследования, изготавливали дидактический материал, принимали участие в городских, областных и всероссийских конкурсах и выставках детского творчества.
Руководитель методического объединения «В ногу со временем», воспитатель высшей квалификационной категории Козлова Альфида Мухамадиевна