Профессиональная ориентация дошкольников – это недостаточно изученное направление дошкольной педагогики, представляющее собой широкое поле деятельности для педагогических работников. В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий. Профориентационная работа требует системности и целенаправленности, расширения её масштабов, повышения качественного уровня содействия в профессиональном и личностном самоопределении.
Эффективное развитие современной инновационной среды невозможно без инновационного наполнения всех направлений деятельности педагога. Это обуславливает необходимость методического сопровождения ранней профориентации в условиях реализации ФГОС ДО. Достижение образовательных результатов непосредственно зависит от методической грамотности педагогов.
Современные требования к профессиональной деятельности педагога побуждают к поиску новых подходов в организации методической работы. Большую роль в обеспечении повышения уровня профессиональной компетентности педагогических кадров играют методические формирования, профессиональные педагогические объединения, которые обеспечивают формирование высокого уровня культуры педагога, являющегося необходимым условием эффективности любого труда, а особенно педагогического. Профессиональные педагогические объединения создаются для более эффективной организации методического сопровождения педагогов.
В 2015 году с целью реализации стратегических задач в области профориентации дошкольников и методической подготовки специалистов для педагогического сопровождения ранней профориентации воспитанников была создана методическая лаборатория «Ребёнок в мире профессий».
Одним из основных направлений деятельности методической лаборатории «Ребёнок в мире профессий» является сбор, анализ, распространение информации о результативной работе по профориентационной деятельности и организация сотрудничества в рамках обмена опытом между заинтересованными сторонами по вопросам профориентации.
Методическая лаборатория «Ребёнок в мире профессий» проводит конференции, семинары, круглые столы, консультации по актуальным проблемам реализации ФГОС в части профессионального самоопределения воспитанников, организует конкурсы и олимпиады.
Цель методической лаборатории «Ребёнок в мире профессий» – поиск, конструирование и реализации эффективных педагогических технологий педагогической поддержки дошкольников в работе по ранней профориентации.
Задачи методической лаборатории «Ребёнок в мире профессий»:
- Разработка программы по ранней профориентации дошкольников.
- Разработка и реализация модели педагогической поддержки дошкольников в работе по ранней профориентации.
- Создание условий для формирования у дошкольников представлений об отраслях хозяйства страны, об организации производства, современном оборудовании, об основных профессиях, их требованиях к личности, о путях продолжения образования и получения профессиональной подготовки.
- Выявление эффективных педагогических технологий педагогической поддержки дошкольников в работе по ранней профориентации.
В рамках деятельности методической лаборатории «Ребёнок в мире профессий» планируется разработка, апробация и внедрение модели педагогической поддержки дошкольников в работе по ранней профориентации с дальнейшим распространением опыта среди образовательных учреждений Гайского городского округа.
Инновационная модель методического сопровождения педагогов МБДОУ «Детский сад № 15» в вопросах ранней профориентации дошкольников
- Сетевое взаимодействие по вопросам ранней профориентации дошкольников.
- Фестиваль методических разработок по профориентации дошкольников.
- Диагностика профессиональных затруднений в вопросах профориентации.
- Работа в методической лаборатории «Ребёнок в мире профессий».
- Педагогическая панорама проектов ранней профориентации дошкольников.
- Разработка методического портфеля по профориентации.
- Участие в конкурсах профессионального мастерства по вопросам ранней профориентации детей дошкольного возраста.
- Диссеминация опыта работы по ранней профориентации дошкольников.