Малые фольклорные формы

    Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. slide_1Одна из сторон речи – звукопроизношение, которое лежит в основе. Формирование правильного произношение у детей – это сложный процесс, ребенок учиться управлять своими органами речи, воспринимать обращенную к нему речь, осуществлять контроль за речью окружающих и собственною, осуществлять контроль за речью окружающих и собственной. Но у многих детей этот процесс задерживается.

     Дефекты звукопроизношения сами собой не исчезают. Но при благоприятных условиях обучения дети способны к самокоррекции. Весь дошкольный возраст – это  время энергичного развития речи и, в частности, владения правильным звукопроизношением.

    Как показывает практика большое количество детей, поступает в школу с нарушениями речи. Очень серьезно вступает вопрос о чистоте детской речи. В школе недостатки речи могут вызвать неуспеваемость, страдает письменная речь. Младшие школьники преимущественно пишут так, как говорят. Между чистотой звучания детской речи и орфографической грамотностью установлена тесная связь. Дети, имеющие недостатки речи, болезненно ощущают их, могут замыкаться, стесняться, у детей может развиваться чувство негативизма. Что влияет на успеваемость, среди неуспевающих школьников младших классов отличается большой процент косноязычных.

     Воспитание чистой речи у детей дошкольного возраста – задача общественной значимости. Существует много средств устранения недостатков речи (игры, упражнения, художественные произведения и другие). Малые фольклорные жанры одни из них. Многозначность народного искусства для развития личности раскрыли еще такие видные педагоги как Ушинский К. Д., Сорока–Русинский В.Н.

    Главными хранителями фольклора были русские женщины – крестьянки, матери, бабушки, няни, кормилицы, гусляры, люди рассказывающие сказки. В защиту детского фольклора страстно выступали М. Горький, К. Чуковский, С. Маршак и другие наши писатели. Идею использования народной культуры в дошкольном образовании активно поддерживали известные педагоги как Флерина, Е.А. Усова, Е.И. Тихеева, Е.Н. Водовозова. В.П.

    Аникин высоко оценивал роль колыбельных в музыкальном и речевом воспитании, так как пение песен приучает ухо младенца различать тональность слов, овладевает некоторыми элементами содержания этих песен. Социально бытовой аспект пословиц и поговорок раскрыли В.И. Адрианова – Перец, Н.А. Дмитриева, С.Г.Лазутин, В.И. Чичепов, Ю.Г. Илларионова во всей красе представляют нам развивающие возможности загадки, рожденной в недрах народной смекалки, наблюдательности. Психологи Л.Н. Павлова, Н.Н. Палагина столь высоко ценили активизированные воздействие малых Фольклорных форм, что предлагали с их помощью решать проблемы социализации детей дошкольного возраста.

     pot1Знакомство детей фольклорными жанрами происходит с ранних лет. Это колыбельные песни матери, игры – забавы с маленькими детьми (“Сорока”, “Ладушки”, “Коза” и другие), потешки, загадки, сказки. Фольклор интересен своей яркой, доступной, понятной детям формой. Дети с интересом, восхищением пытаются подрожать педагогу, повторить его действие. Повторяя вместе с педагогом стихи, потешки, чистоговорки у детей развивается воображения, обогащается речь, эмоции. Упражняются органы артикуляции. Еще древнегреческий философ Аристотиль отмечал, что у детей губы служат для сохранения зубов, но в большей степени связаны с образованием речи. Другой греческий философ Гипократ считал, что воздух производит звук, голова резонирует, язык артикулирует. Большое внимание проблеме развития речи уделял Л. С. Выготский. Идеи Высотского Л.С. продолжают разрабатываться многими психологами, его учениками и последователями (Л. М. Леонтьевым, А. В.Запорожцем, Д. Б. Элькониным).

    Усвоение звуковой стороны языка, по мнению Д. Б. Эльконина, начинается с того момента, когда язык начинает служить средством общения. Для формирования правильного произношения звуков И. Г. Песталоцци считал необходимым, чтобы взрослые помогали ребенку в этом “при помощи искусного, психологически – обоснованного расположения рядов звуков и хорошо разработанных приемов”. Способность к членораздельным звукам К. Д. Ушинский считал незначительным преимуществом человека перед животными.

    Главным же является самонаблюдение, самосознание человека. Животные не имеют способности к самонаблюдению, иначе бы они создали свой язык. Детский фольклор – часть народной педагогики, его жанры интуитивно основаны на учете физических и психических особенностей детей разных возрастных групп (младенцы, дети, подростки). Детский фольклор сохранил следы мировоззрения разных эпох и выразил тенденции нашего времени.

     Художественная форма детского фольклора специфична: для него характерна своя образная система, тяготение к ритмизированной речи и к игре.

     pot2Игра – элемент, психологически необходимый для детей. Произведения детского фольклора исполняют взрослые для детей (материнский фольклор) и сами дети (собственно детский фольклор). Материнский фольклор включает произведения, созданные взрослыми для игры с совсем маленькими детьми, (до 5-6 лет). Они побуждают ребенка к бодрствованию и физическим действиям (определенным движением), вызывают интерес к слову. Фольклор, исполняемыми самими детьми, отражает их собственную творческую активность в слове, организует игровые действия детского коллектива. В него входят произведения взрослых, перешедших к детям, и произведения, сочиненные самими детьми.

    Пестушки, потешки, поскакушки побуждали ребенка к бодрствованию, обучали его двигать ручками, ножками, головкой, пальчиками.

    Формируя  звуковую  культуру  речи можно  использовать артикуляционные  и пальчиковые гимнастики : «Сорока-ворона», «Этот пальчик — дедушка», «У нашей у бабушки десять внучат», «Этот пальчик в лес ходил» и др.  Это способствует развитие моторики рук, вырабатывает умение проговаривать текст совместно с выполняемыми действиями.

    Учитывая, что звуковая культура речи это не только правильное звукопроизношение, но и умение регулировать темп, громкость, дыхание, можно  обратится  к такому виду фольклора, как заклички, колыбельные, скороговорки.

    Само слово «заклички» побуждает детей говорить громко — закликать. Использовала такой прием: «Скажи так, чтобы солнце тебя услышало!» Да разве можно сказать тихо такой текст, в содержании которого изначально заложена просьба, желание видеть солнце!

    Солнышко, появись!  Красное, нарядись!

    Чтобы год от года была у нас погода!

    Противоположным свойством обладают пестушки. Их хочется проговаривать напевно, ласково, поэтому само содержание побуждает детей произносить их тихо, спокойно.

    Тише, куры, не шумите,

    Мово Ваню не будите,

    А мой Ваня будет спать,

    Будет глазки закрывать.

    pot6Педагогическая наука давно признала скороговорки инструментом совершенствования произношения, изменения темпа речи, развития артикуляционного аппарата. Но ещё в старину люди поняли всю их педагогическую ценность и использовали для воспитания у детей чувства ритма, для  преодоления косноязычия.

    Велика ценность фольклора в формировании у детей слухового внимания, фонематического слуха и правильного произношения, так как сама звуковая ориентация фольклорного стиха наполнена обилием рифм, повторов, созвучий.

    Пошел медведь к броду — бултых в воду!

    Уж он мок, мок, мок,

    уж он кис, кис, кис.

    Вымок, выкис, вылез, высох,

    Встал на колоду — бултых в воду!

    Среди прибауток особое место занимают небылицы – перевертыши, известные также в развлекательном фольклоре взрослых. Их установка создать комические ситуации путем нарочитого смешения, реальных предметов и свойств. Если это вызывает у ребенка смех, значить, он правильно понимает соотношение вещей и явлений. Персонажи небылиц ведут себя несообразно действительности, на что может прямо указываться:

    Где это видано,

    Где это слыхано,

    Чтоб курочка бычка родила,

    Поросенок яичко снес… и т.д.

    Прибаутки – это песенки или стишки, увлекающие ребенка своим содержанием. Содержание прибауток яркое и динимическое. Прибаутки содержат первые назидания: упрямый козел съеден волками, кисонька – мурысонька не оставила маслица, чтобы угостить другого…

    Однако главная роль прибауток – познавательная. Ребенок узнает о людях, животных, явлениях, предметах, об их типических свойствах. Часто поэтому служат кумулятивные сюжеты: огонь выжигает лес, вода гасит огнь, быки выпивают воду и т.д.

    Жеребьевки или (“сговоры”) определяют деление играющих на две команды, устанавливают порядок в игре. Это лаконичные произведения, иногда рифмованные, содержащие обращение к маткам (представителям от каждой группы) и вопрос, в котором предлагается выбор. Создавая жеребьевки, дети часто импровизировали на основе сказок, песен, пословиц, поговорок, загадок, небылиц (коня вороного или казака удалого?; наливное яблочко или золотое блюдечко?).

    imagesСчиталки применяются для распределения ролей в игре, при этом решающее значение имеет ритм. Ведущий произносит считалку ритмично, монотонно, последовательно прикасаясь рукой каждому участнику игры. Считалки имеют короткий стих (от 1 до 4 слогов). Корни считалок уходят в древность.
    Исследователи обнаруживают связь детских считалок со старинными формами гаданий (выбор водящего по средством случая), с архаичной верой число и с условной речью, возникшей на основании табупрования чисел. Излюбленной словесной игрой детей старшего возраста были и остаются скороговорки – быстрое повторение труднопроизносимых слов. Ошибки в произношении вызывают смех. Играя, дети одновременно развивают органы артикуляции. Молчанка – это стихотворный уговор молчать. Но часто содержание ее настолько комическое, что уговор выдержать дети долго не могут, и вскоре кто-то из них обязательно, к немалому торжеству остальных, засмеется.

    Загадки также принадлежат в равной степени фольклору взрослых и детей: взрослые загадывали их детям для развития сообразительности. Это один из древнейших жанров русского фольклора, входящий в земледельческий и свадебный обряды. В старину люди верили в магическую силу загадок, верили, что, отгадывая загадки, они подчиняют себе природу, животных, растения.

    Постепенно загадки теряли магическое значение и становились одним из средств воспитания, развития наблюдательности, мышления, воображения. Несомненна педагогическая значимость загадок: они помогают ребенку увидеть мир в его многообразных связях и ассоциациях, почувствовать красоту знакомых обыденных предметов и явлений.

    Пословицы и поговорки заключают в себе богатство смысла. Пословицы похожи, и не похожи на афоризмы мудрые высказывания знаменитых писателей, общественных деятелей. Пословица тем и отличается от афоризма, что, кроме прямого смысла, заключает в себе иносказательный смысл, более значительный по сравнению с тем, который в них прямо выражен. Содержание пословицы раскрывается в речи.

    Поговорка сходна с пословицей, но поговорка – не является полным суждением. Поговорка – часть суждения, часть предложения. Народ отличил пословицу от поговорки: поговорка – только цветочек, яркое выражение, а пословица – ягодка: это законченное предложение. И теоретики – педагоги, и воспитатели – практики неоднократно подчеркивали высокие педагогические качества средств русского фольклора.

    Фольклор воспитывает у детей эстетическое отношение к природе, труду, ко всей окружающей действительности, учит видеть прекрасное в человеческих отношениях.

    Привлекая детей своей формой, яркими поэтическими образами художественные средства вызывают у детей положительные эмоции, которые повышают эффективность работы, направленной на формирование правильного звукопроизношения. Делают речь детей более выразительной, яркой. Воспитание правильной и чистой детской речи – одна из важных задач в общей системе работы по родному языку.

    Осознавать значимость и серьезность проблемы воспитания чистой речи должны и педагоги и родители.

     Воспитатель группы раннего возраста Сергеева Э.Т.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.