Лучший уголок уединения

    Детский сад — первый социальный институт ребёнка. Здесь он постоянно находится в коллективе, вне зависимости от своих мыслей, настроения и переживаний. Вместе с тем одна из задач современного дошкольного учреждения — обеспечение эмоционального благополучия воспитанников. Содействовать этому должна развивающая среда. В каждой групповой комнате воспитатель обустраивает особое место, где дошкольник может побыть наедине с собой, расслабиться, выплеснуть негативные эмоции. Называется такая зона уголком уединения (или, согласно ФГОС, центром уединения и релаксации).

    Поскольку нервная система дошкольника развивается, его психическое состояние весьма неустойчиво. Малыша легко удивить, развеселить, обидеть. Педагог должен уметь регулировать детскую эмоциональную сферу. Ведь, как утверждают психологи, подавление эмоций способно спровоцировать невроз в его различных проявлениях. Ребёнка ни в коем случае нельзя стыдить и тем более наказывать за проявление чувств (гнева, страха, бурное веселье и т. п.), поскольку он не умеет их контролировать в силу своего возраста.

    С целью обеспечения детям психологического комфорта в группах ДОУ создаются специальные уголки уединения, или зоны релакса. На достижение этого направлено решение ряда задач:

    • В младшем дошкольном возрасте основное предназначение центра уединения — облегчить процесс адаптации, помочь малышам пережить расставание с мамой и привыкнуть к требованиям педагога. Уголок уединения наполнен предметами, к которым ребёнок испытывает тёплые чувства, мягкие красивые подушки и игрушки позволят малышу отвлечься и расслабиться.
    • Научить ребёнка выражать свой гнев в приемлемой, безопасной форме, предупредить чрезмерное возбуждение нервной системы, что чревато переутомлением. Так, в уголке могут быть специальные подушки для битья, коробочка или стаканчик, куда выбрасывают злость и обиду и т. п.
    • Помочь дошкольникам освоить приёмы регуляции своего настроения, способам обрести уверенность в себе. С этой целью в уголке размещают доску настроения, где можно нарисовать свои эмоции или дидактические пособия, иллюстрации различных эмоциональных переживаний.
    • Повысить самооценку тревожных и застенчивых детей.
    • Научить ребят бесконфликтному общению друг с другом, свести к минимуму возможные ссоры в детском коллективе. В этом поможет островок примирения — специальный коврик, на котором дети мирно решают конфликт.

    В младшем возрасте воспитатель в нужный момент предлагает малышу отправиться в уголок уединения (например, когда замечает, что он утром очень скучает по маме, чувствует себя зажато, некомфортно либо, наоборот, ведёт себя агрессивно, обижает других детей). В среднем же и старшем звене ребята уже сами проявляют желание отправиться в зону отдыха (а воспитатель, в свою очередь, делает всё для того, чтобы они полюбили это место). Они уже прекрасно знают, что там можно делать и как помочь самим себе обрести покой или просто поднять настроение.

    В МБДОУ «Детский сад № 15» в январе 2021 года прошел конкурс «Лучший уголок уединения», в котором приняли участие все возрастные группы. При оформлении уголков воспитатели ориентировались на возраст воспитанников, их индивидуальные особенности и требования ФГОС ДО. Уголки уединения получились яркими, насыщенными, каждый со своей изюминкой, а самое главное – востребованными ребятами. Они с удовольствием проводят в нем время, успокаиваются, расслабляются, учатся справляться с отрицательными эмоциями.

    Призовые места были распределены следующим образом:

    1 место – 1 группа раннего возраста “Маленькие непоседы”, 1 младшая группа “Ромашки”, 1 средняя группа “Почемучки”, 1 старшая группа “Колокольчики”, 3 подготовительная группа “Смешарики”

    2 место – 2 группа раннего возраста “Солнышко”, 2 младшая группа “Жемчужинки”, 2 средняя группа “Гномики”

    3 место – 1 подготовительная группа “Подсолнушки”

    Поздравляем всех победителей и благодарим за участие в конкурсе!

    2 комментария:

    1. коллега

      Чтобы ребенок был занят и проводил день в играх, необходимо организовать его личное пространство, свое место, свой домик. Всем детям нравится строить домики из подручных средств, это и воплощение творческих идей и реализация детских планов. Таким местом в группе стали “уголки уединения”, такие разные, необычные и интересные, но объединенные одной целью – доставить ребенку радость, помочь реализовать себя. Любому маленькому человечку будет приятно проводить время в своей личной «крепости». Спасибо педагогам и родителям.

    2. Наталья

      Группа “Жемчужинки” благодарит родителей за оказанную помощь в оформлении “Уголка уединения”! Ребята по достоинству оценили уютный уголок.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.