Формирование положительного доброжелательного отношения детей друг к другу

    Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет направленность основной образовательной программы дошкольного образования на создание условий развития ребёнка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности.

    Формирование положительного доброжелательного отношения детей друг к другуМы поставили перед собой цель: создание условий развития ребёнка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности. Для этого необходимо добиваться, чтобы каждому ребенку в группе было комфортно и радостно, создавать в коллективе нравственную, доброжелательную атмосферу. Делать это эффективнее всего средствами игровой деятельности. Игру можно использовать как средство формирования способности к общению, так как именно с помощью игры педагог способен помочь ребенку установить контакт с окружающим миром, а также со сверстниками и взрослыми.

    В детском саду был проведен семинар, на котором мы познакомились с социо-игровой технологией, которая полностью соответствовала поставленным перед нами целям. Данная технология предлагает организацию работы с дошкольниками в форме игровых ситуаций, побуждающих детей к сближению друг с другом и с педагогом на основе сопереживания и самой ситуации, и ее участникам, причем не только тем событиям, которые требуют сочувствия и участия, но и радостным, веселым событиям.

    Технология предполагает использование игр разной направленности. Мы выбираем игры для конкретных детей, с которыми работаем в настоящий момент. Главная задача воспитателя заключается в том, чтобы научить детей играть активно и самостоятельно. Только в этом случае они приучаются сами в любой игровой ситуации регулировать степень внимания и мышечного напряжения, находить выход из критического положения, проявлять инициативу, то есть приобретают важные качества, необходимые в будущей жизни.

    Авторы социо–игровой технологии предлагают следующую классификацию игр, где воспитатель – активный участник, партнер и заводила:

    Игры для рабочего настроя,

    Игры-разминки,

    Игры на приобщение к делу,

    Игры творческого самоутверждения,

    Игры вольные.

    Остановлюсь подробнее, как мы используем данную систему игр для формирования у детей дружеских, доброжелательных отношений.

    Игры для рабочего настроя – формируют позитивное отношение к другим людям, даже если они «совсем другие». Главная задача этих игр пробудить интерес детей друг к другу. («Узнай по голосу», «Комплименты», «Водяной», «Мы – веселые ребята», «Подарки», «Шире, шире, шире круг», «Найди свою половинку», «Шел Медведь по лесу», «Передай сердечко»)

    Игры-разминки. Главная задача – возможность размяться, снять напряжение. Эти игры развивают внимание, координацию, формируют чувство юмора, поднимают настроение. («Веселые зарядки», «Море волнуется», «Путаница», «Рыболов», «Поймай комара», «Пузырь», «Жук-рогач», «Съедобное – несъедобное», «Чего на свете не бывает», «Рифмы на слоги», «Змея», «Мотальщики», «Картина»)

    Игры социо-игрового приобщения к делу. Они развивают коммуникативные способности и качества, умение взаимодействовать и сотрудничать. Различные дидактические игры (особенно хороши игры, рекомендуемые технологией ТРИЗ).

    Игры творческого самоутверждения. Развивают умение выражать свои потребности и чувства с помощью вербальных и невербальных средств. Эти игры способствуют развитию воображения, наблюдательности, творчества, служат для обогащения выразительных средств общения – пластики, мимики, жестов, развивают умение владеть своим телом. («Инсценировки», «Чтение стихов по ролям», «Хороводы», «Пантомима», «Показ букв и цифр», «Игры на имитацию различных движений», «Веселые зарядки»).

    Игры вольные (на воле) способствуют умению распознавать эмоции других и владеть своими чувствами. Умение сопереживать – радоваться чужим радостям и огорчаться из-за чужих огорчений. Умение ориентироваться в пространстве, взаимодействовать в постоянно меняющейся ситуации. При выборе вольных игр мы отдаем предпочтение русским народным играм, потому что они интересны детям, лаконичны, выразительны, доступны. В них много юмора, шуток, соревновательного задора. («Пахари и жнецы», «Плетень», «Солнышко-ведрышко», «Гори-гори ясно», «Золотые ворота», «Хитрая кумушка», «Совушка», «Гуси-гуси», «Медведь и пчелы»)

    Таким образом, данная система игр помогает нам сформировать у детей:

    • коммуникативные способности и качества;
    • умение распознавать эмоции других и владеть своими чувствами;
    • позитивное отношение к другим людям, даже если они «совсем другие»;

    умение сопереживать – радоваться чужим радостям и огорчаться из-за чужих огорчений;

    • умение выражать свои потребности и чувства с помощью вербальных и невербальных средств;
    • умение взаимодействовать и сотрудничать.

    В процессе работы над темой мы выработали памятку для воспитателя, которые полностью соответствуют концепции социо-игровой технологии.

    ПАМЯТКА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЯ:

    1.Собирайте любимые игры детей. Это особая ценность, они могут сопровождать их в течение многих лет.

    2.Новая игра (хорошая) – лучший подарок детям, это новый опыт отношений, дополнительные радостные минуты.

    3.Игра-дело добровольное. Не навязывайте детям игру, если вам она кажется полезной, а она им не нравится.

    4.Эмоциональное состояние воспитателя должно соответствовать предлагаемой детям деятельности. Смешная игра не терпит скучного или равнодушного лица воспитателя.

    5.Игра-средство диагностики. Ребенок раскрывается с хорошей и не очень хорошей стороны. Наблюдаем, размышляем, но во вред ребенку полученную информацию не используем.

    6.Никаких дисциплинарных мер к детям, нарушившим правила игры. Это лишь повод для доброжелательного разговора, когда дети анализируют, разбирают, кто и как проявил себя в игре, как надо было избежать конфликта.

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.