Коррекционно–профилактическая работа с детьми, имеющими нарушения ОДА

    В настоящее время проблема профилактики и коррекции функциональных отклонений со стороны опорно-двигательного аппарата приобрела особую актуальность. Это обусловлено негативной тенденцией увеличения количества дошкольников, имеющих те или иные нарушения осанки и деформацию стоп.

    Всё чаще у воспитанников дошкольных учреждений, в первую очередь у ослабленных детей с пониженным физическим развитием и слабым мышечно-связочным аппаратом, выявляются плоскостопие, вялая осанка.

    В дошкольном возрасте осанка ещё не сформирована, поэтому неблагоприятные факторы наиболее сильно влияют на детей в период их активного роста, который приходится на 4-7 лет. Причин неправильной осанки и её дефектов много: гиподинамия и, как следствие, недостаточное развитие мышц, удерживающих позвоночник в нужном положении; ходьба с опущенной головой, сидение с опущенными плечами и согнутой спиной, а так же изменение формы стопы.

    Развитию дефектов осанки, появлению плоскостопия способствуют такие факторы, как не соответствующая росту ребёнка мебель, неудобная одежда и обувь, неправильные позы и вредные привычки (например, опора при стоянии на одну ногу, чтение или рисование лёжа на боку или животе и т.д.), однообразные движения (отталкивание одной и той же ногой при езде на самокате, прыжках во время игр, ношение какого-либо груза в одной и той же руке). Нарушения осанки и стоп могут развиваться также из-за частых инфекционных и острых респираторных заболеваний, ослабляющих организм и ухудшающих физическое здоровье детей.

    Однако в этом возрасте организм отличается большой пластичностью, и развитие тех или иных нарушений опорно-двигательного аппарата можно приостановить. Так, успешная профилактика и коррекция плоскостопия и нарушений правильной осанки возможны, если выполнять комплексные физические упражнения (специальные комплексы) и соблюдать гигиенические факторы (гигиена обуви и правильный её подбор).

    Коррекционно–профилактическая работа с детьми,  имеющими нарушения ОДАС учётом актуальности данной проблемы реабилитация детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата стала приоритетной в работе многих педагогических коллективах.

    В рамках коррекционно-профилактической работы, решаются следующие задачи:

    • Оказание общеукрепляющего воздействия на организм ребёнка;
    • Воспитание и закрепление навыка правильной осанки;
    • Создание и укрепление мышечного корсета и выработка правильного стереотипа осанки, побуждение к физическому самосовершенствованию;
    • Воспитание у детей привычки сохранять, контролировать красивую, правильную осанку, походку;
    • Своевременная коррекция имеющейся у детей патологии и предпатологического состояния;
    • Развитие и коррекция стопы, укрепление связно-суставного аппарата;
    • Формирование двигательных действий, укрепление стоп, мышц ног с использованием спортивного инвентаря;
    • Обучение воспитанников снятию усталости в отдельных группах мышц с помощью приёмов самомассажа, упражнений на массажных ковриках;
    • Развитие у детей физических качеств: силы, выносливости, гибкости;
    • Развитие интереса к двигательной активности;
    • Обеспечение эмоционально-психологического комфорта, созданий условий для развития у воспитанников уверенности в своих физических возможностях.

    Коррекционно-профилактическая работа в группах компенсирующей направленности предусматривает следующие направления:

    • Диагностика детей;
    • Формирование групп воспитанников для проведения коррекционно- развивающей деятельности;
    • Подбор комплексов корригирующих упражнений;
    • Организация взаимодействия с родителями воспитанников.

    Содержание   коррекционно-педагогической работы предусматривает использование различных форм физического воспитания детей.

    Для успешной профилактики у детей нарушений и закрепления навыка правильной осанки на занятиях физической культурой педагоги должны придерживаться следующих правил.

    Каждое занятие предусматривает упражнения на формирование навыков правильной осанки и мышечно-двигательного представления о ней. Во время выполнения физических упражнений педагог следит за сохранением детьми положения правильной осанки.

    Большое внимание уделяется укреплению мышц, участвующих в удержании и сохранении правильной осанки. Для этого применяются силовые упражнения для мышц спины и брюшного пресса, как динамического так и статического характера. Силовые упражнения сочетаются с упражнениями на гибкость.

    Для формирования у воспитанников представлений о правильной осанке используется наглядный метод. Показ осуществляется в разных ракурсах, используются наглядные пособия.

    Формированию правильной осанки способствует применение строевых упражнений, но их объём в рамках отдельного занятия ограничивается.

    Для формирования тактильных ощущений правильной осанки в занятия физической культурой с детьми включают упражнения у вертикальной плоскости (стена без плинтуса) и перед зеркалом.

    Относительно часто используются упражнения на сохранение равновесия. В подобных упражнениях на одной ноге строго дозируется нагрузка-одинаковая на правую и левую ноги.

    Для профилактики плоскостопия используют упражнения для укрепления мышц стоп.

    С учётом возрастных психологических особенностей детей используются образные названия упражнений, разные сюжеты, подвижные игры с принятием положения правильной осанки.

    Плавание в качестве дополнительного фактора позволяет разгрузить позвоночник, нормализовать функцию мышц и тем самым облегчить процесс коррекции.

    Для эффективной организации коррекционно- профилактической работы в группах коррекционной направленности в ДОУ создаются кружки.

    Данные занятия подкрепляются выполнением детьми корригирующих упражнений в домашних условиях. Для этого педагоги ДОУ регулярно консультируют родителей, ведут активную просветительскую работу, размещая информацию в уголках здоровья, публикуя статьи в детсадовских газетах и на сайтах.

    Для создания целостной системы здоровьесбережения воспитанников в ДОУ важно обеспечить двигательную развивающую среду. С целью совершенствования навыков, полученных на занятиях физической культурой, в группах должны быть оборудованы уголки движений с учётом возрастных особенностей и интересов детей: дорожки, косички, змейки, дуги для подлезания, оборудование для профилактики плоскостопия и нарушений осанки: мешочки с песком, гимнастические палки, обручи.

    Важнейшее условие эффективной коррекционно-профилактической работы в ДОУ – установление доверительного делового контакта между семьёй и детским садом, обеспечивающего возможность корректировать воспитательные позиции родителей и педагогов. Можно уверенно сказать, что ни одна физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она реализуется вне сотрудничества с семьёй. С целью эффективного взаимодействия с родителями детей, имеющих нарушения осанки и плоскостопие, проводятся консультации, беседы, анкетирование, организуются тематические выставки, смотры – конкурсы, семинары – практикумы.

    Таким образом, комплексный подход педагогического коллектива к решению проблемы профилактики и коррекции функциональных отклонений со стороны опорно-двигательного аппарата воспитанников способствует созданию в ДОУ условий их физического, психического и социального благополучия. Организованная коррекционно-психологическая работа позволяет достичь положительных результатов: укрепить мышцы стоп и голени ног воспитанников, повысить уровень их физической подготовленности, сформировать осознанную потребность в выполнении упражнений в дошкольном учреждении и самостоятельно в домашних условиях.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.