Интеллектуальные карты

    Понятие «интеллект-карты» (mind maps) ввел психолог из Великобритании, автор методик запоминания, креативности и организации мышления, автор и соавтор более 100 книг Тони Бьюзен. В своей практике педагога он выделял два направления деятельности: изучение и понимание возможностей мозга и его потенциала (память, мышление, творчество, навыки чтения и т. д.) и разработка методик по улучшению функций головного мозга у пожилых людей.

    Использовать карты ума в работе с дошколятами предложила кандидат педагогических наук Валентина Акименко. 

    Интеллект-карты создают для отображения в рисунках и схемах эффективных способов запоминать, ассоциировать, активизировать способности к запоминанию информации и решению различных интеллектуальных задач. Другими словами, mind maps — это представление информации в рисунках. Запоминать новые сведения в таком виде намного проще, чем в любом ином. 

    Правое полушарие головного мозга отвечает за эмоции, интуицию, помогает охватывать картину мира целиком (создавая образ из разных явлений и деталей). У детей развито именно правополушарное мышление. Левополушарное мышление позволяет изучать мир последовательно, пошагово (сначала одно, потом второе, а лишь потом третье). Такое линейное восприятие растянуто во времени. 

    Правополушарное мышление доминирует у детей примерно до 10-летнего возраста. Поэтому большинство дошкольников относится к художественному типу, а не мыслительному. Однако важную роль играет развитие особых полушарий для единого психического процесса. Достичь этого помогают интеллектуальные карты. 

    Когда ребенок составляет или изучает интеллект-карту, у него активны оба полушария головного мозга. К тому же карта ума выглядит красиво, активизирует творческие начала (поиски ассоциаций и изображений при составлении), легко запоминается после зрительного изучения и устного проговаривания, предоставляет возможность корректировки. Творческие и игровые моменты в составлении карт делают занятия для дошколят легкими и увлекательными. Совместное составление и изучение карт мышления помогает ребенку учиться общаться не только со сверстниками, но и со взрослыми. 

    Использование интеллект-карт также помогает развить: 

    • мелкую моторику рук;
    • любознательность;
    • способность к творческой самореализации. 

    Интеллект-карта напоминает клетку головного мозга (нейрон) с ответвлениями. Человек мыслит не линейно, а структурно и разветвленно. Каждое понятие ассоциативно связано с другим понятием. Поэтому именно интеллект-карты с разветвленной структурой помогают качественно изобразить материал, отразить связи между понятиями и, соответственно, усвоить новую информацию. 

    Mind maps основаны на ассоциативном мышлении — связи между отдельными и разными представлениями. 

    Карты ума помогают педагогам проводить интеграцию речевого, познавательного и социально-коммуникативного развития. 

    Интеллект-карты развивают у детей такие навыки, как: 

    • активность;
    • любознательность;
    • овладение средствами общения;
    • овладение способами взаимодействия.
    • Цель составления mind maps — собрать информацию о предмете, объекте или явлении. Во время составления карты педагоги с дошкольниками рассуждают, пополняют словарный запас, анализируют, синтезируют и обобщают сведения. 
    • Интеллект-карты помогают детям развивать связную, логичную, грамотную речь, а также самостоятельно и ясно излагать мысли, выделять главную из них и запоминать изученный материал. 

    Для создания максимально эффективной, привлекательной, интересной и запоминающейся карты ума следует придерживаться следующих простых правил: 

    1. Располагать главную идею, предмет в центре листа. Лист лучше развернуть горизонтально, так останется больше места для рисунка. 
    2. Использовать только цветные карандаши (ручки, маркеры). Каждая ветвь от центрального объекта должна иметь отдельный цвет. 
    3. С центральной идеей следует соединять главные ветви интеллект-карты, а с ними соединять ветви второго и последующих порядков. Лучше рисовать изогнутые ветви (как у дерева), чем прямые линии. Ветви не должны переплетаться с соседними ветвями. 
    4. Над каждой ветвью нужно писать только одно ключевое слово. 
    5. Использовать рисунки, картинки, аппликации и ассоциации. Это поможет детям лучше запомнить и усвоить новую информацию. 
    6. Деталей на карте может быть бесконечное множество – столько, сколько нужно для полного понимания темы.

    Карты ума можно создавать несколькими способами, но в каждом из них главная роль отводится детям. То, что дети делают сами, запоминается проще и лучше: 

    • ребенок делает ее графически со взрослым или самостоятельно; 
    • педагог составляет карту, а дети придумывают рассказ и обобщают информацию; 
    • дети делают интеллектуальные карты с родителями как домашнее задание.

    1 комментарий:

    1. коллега

      Умные карты помогают речевому развитию, обогащают кругозор детей, способствуют тематическому взаимодействию. Это занятие подходит для вечерних посиделок родителей и детей, ведь тема может быть любой: мои родственники, домашние и дикие животные, транспорт, безопасность и многое другое. Самое главное – желание!!!

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.