Инновационная технология «Книжка в ладошке»

Развивающая педагогика, основанная на требованиях федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, существенно изменила подход к организации образовательной деятельности в ДОУ. Сегодня государством поставлена задача – подготовить совершенно новое поколение: активное и любознательное.

Современному ребёнку необходимо не столько много знать, сколько последовательно и доказательно мыслить, проявлять умственное напряжение, поэтому содержание и методы обучения дошкольников должны быть направлены на развитие внимания, памяти, творческого воображения, на выработку умения сравнивать, выделять характерные свойства предметов, обобщать их по определенному признаку, получать удовлетворение от найденного решения. Когда ребёнок сам действует с объектами, он лучше познает окружающий мир, следовательно, приоритет в работе с детьми следует отдавать практическим методам и приемам обучения.

 В связи с этим перед педагогами стоит задача поиска новых нестандартных форм взаимодействия с воспитанниками. На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса к созидательной деятельности.

Одной из перспективных инновационных технологий, способствующих развитию внимания, памяти, речевой активности, творческого воображения, познавательной мотивации, является «Книжка в ладошке». В основе технологии лежат такие, казалось бы, простые, но в тоже время несущие в себе небывалый развивающий потенциал – самодельные книги размером с детскую ладонь. Они могут стать итогом тематической недели, исследовательской или самостоятельной деятельности детей, и использованы при реализации любой из образовательных областей, обеспечивая их интеграцию. Рассмотрим каждое подробно.

  1. Флипбук – переводится буквально «книга для перелистывания», которая имеет книжный формат малого размера с уникальной ориентацией страниц. Его размеры примерно 8х12 см., что позволяет уместить книгу на ладони. В книжку собираются материалы на одну тему. Это отличный способ закрепить пройденный материал, осмыслить содержание темы, провести исследовательскую работу, в процессе которой ребёнок участвует в поиске, анализе и сортировке информации.

Флипбук – это собирательный образ мнемотаблицы, плаката и раздаточного материала, который направлен на развитие у воспитанников творческого потенциала, детской инициативы, которая учит мыслить и действовать в рамках заданной темы, расширяя не только кругозор, но и формируя навыки и умения, необходимые для преодоления трудностей и решения поставленной проблемы.

  1. Интерактивная книжка-малышка. Один из важнейших элементов этого пособия — красочные нарисованные иллюстрации, объединённые одной темой, по которым «путешествует» персонаж. Каждая страница должна иметь «завершённый вид», начинаться и заканчиваться «здесь и тут». Герой книжки-малышки крепится на ленточку, закреплённую к корешку книги. Именно она позволяет манипулировать ребёнку героем книги и погружаться в придумывание истории, одновременно обыгрывая сюжет. Помимо явного творческого потенциала в интерактивной книжке-малышке заложены большие развивающие возможности, которые проявляются в интенсивном развитии речи, памяти, внимания детей.  

Данные пособия отвечают современным требованиям к дидактическим пособиям. Они – информативны, функциональны, способствуют развитию творчества, воображения, познавательной активности, обладают дидактическими свойствами, является средством художественно-эстетического развития ребёнка.  Существует несколько вариантов использования каждого пособия.

Работа с флипбуком и интерактивной книжкой-малышкой позволяет реализовать принципы партнерской деятельности взрослого с детьми, обеспечивает включенность воспитателя и родителя наравне с дошкольниками, добровольное присоединение воспитанников к интересному делу, свободное общение и перемещение участников во время работы, открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе).

Наполняемость книжек может быть разнообразной, это зависит от возраста детей и их возможностей в развитии, а также задач, поставленных программой и педагогом по той или иной теме. Объединяя обучение и воспитание в целостный образовательный процесс, технология «Книжка в ладошке» даёт возможность педагогу построить деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, создать условия, при которых сам воспитанник становится активен в выборе содержания своего образования.

Итак, технология «Книжка в ладошке» обеспечивает:

  • развитие любознательности, познавательной мотивации и образовательной активности;
  • развитие воображения, творческой инициативы, в том числе речевой;
  • возможность выбора детьми материалов, видов работы, участников совместной деятельности и общения;
  • создание условий для участия родителей в образовательной деятельности.

Для создания пособий понадобятся самые простые материалы, которые есть в каждом доме где воспитываются дети. Плотная цветная бумага, цветные карандаши и фломастеры, клей, ножницы, тематические картинки и т.д. Причём дети младшего дошкольного возраста создают свои книги в ходе совместной продуктивной деятельности со взрослыми, используя в основном готовые вырезанные картинки и обсуждая содержание каждой страницы. У детей старшего дошкольного возраста в книжках преобладают авторские иллюстрации. Каждый лист необходимо красочно и эстетично оформить, все составные части книги должны быть доступны и понятны для самостоятельного использования.

Работа с флипбуком и интерактивной книжкой-малышкой является отличным способом для закрепления определённой темы, например, темы «Я и моя семья», позволяет расширить представление детей о семье как о людях, которые живут вместе, уточнить понятия «семья», «родственники»; сформировать элементарные представления о родственных связях в семье; совершенствовать умение составлять короткий рассказ, употреблять в речи имена и отчества родных; развивать связную речь, познавательный интерес, логическое мышление. Книжки помогут ребёнку сделать свои открытия и позволят осмыслить содержание темы. А также станут источником успеха в момент демонстрации своей книги и составлении рассказа или увлекательной истории.   

Педагогическая эффективность технологии «Книжка в ладошке» заключается в соответствии материала личности ребёнка, его уровню развития, а психологическая эффективность в возможности создать у ребёнка ощущения комфорта и уверенности в себе, способствует оптимальному развитию его способностей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.