Формы и методы работы с детьми по формированию представлений о труде взрослых

Деятельность педагогических работников по реализации задач ранней профориентации МБДОУ «Детский сад № 15» основывается на самых разнообразных формах и методах работы с детьми и выстраиваться системно.

Для ознакомления детей с трудом взрослых применяются традиционные методы обучения и воспитания:

  • словесный (беседы с использованием игровых персонажей и наглядности, чтение детской художественной литературы);
  • наглядный (наблюдение конкретных трудовых процессов людей разных профессий, рассматривание картин и иллюстраций);
  • практический (экспериментирование с разными мате риалами, опыт хозяйственно-бытового труда);
  • игровой (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, игровые ситуации).

Все методы применяются не разрозненно, а в сочетании друг с другом.

Работа по формированию у детей представлений о труде взрослых проводится в процессе непосредственно образовательной деятельности, в процессе образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов, в процессе самостоятельной деятельности детей и в процессе совместной деятельности с семьёй.

Система работы по формированию у детей представлений о труде взрослых строится по трём основным линиям:

  • приближение детей к труду взрослых;
  • приближение работы взрослых к детям;
  • совместная деятельность детей и взрослых.

Приближение детей к труду взрослых.

Это направление работы осуществляется в процессе непосредственно образовательной деятельности по формированию представлений о труде людей разных профессий с обязательным включением предварительной беседы о данной профессии.

Непосредственно образовательная деятельность сопровождается рассказом, рассматриванием иллюстраций и изображений инструментов, материалов, спецодежды представителей профессий, прослушиванием художественных произведений, дидактическими играми, что позволяет детям наиболее полно понять суть и процесс профессиональной деятельности взрослого.

Ознакомление детей с трудом взрослых происходит и в процессе организованной педагогом изобразительной деятельности воспитанников: дети не только знакомятся с профессиями художник, скульптор, дизайнер, модельер по рассказам педагога, но и попробуют свои силы в этих видах деятельности. Изображение детьми представителей различных профессий также будет способствовать усвоению информации о труде взрослых.

Средством ознакомления с содержанием труда выступают и произведения изобразительного искусства. Рассматривая репродукции мастеров, дети видят не только процесс труда, но и те изменения, которые со временем произошли в нём. Многие русские художники отображали в своих картинах     изнурительный  труд  взрослых  и  детей  (например,  В.  Г. Перов «Тройка», И. Е. Репин «Бурлаки на Волге»). Показ таких репродукций педагог обязательно сопровождает разъяснительной беседой, в которой делает акцент именно на положительных изменениях условий и содержания современного труда взрослых.

Лепка, аппликация, конструирование – все эти виды деятельности позволяют изучать разные стороны  профессий без отрыва от общей темы.

Выполнение физических упражнений периодически организуется в соответствии с профессионально ориентированным сюжетом. Например, выполнение комплекса общеразвивающих упражнений «Строим дом», в котором символически воспроизводятся действия строителей, или «Летний сад», в котором имитируются действия садовников.

В музыкальную деятельность включаются игры импровизации, например «Веселые шофёры», «Плыви, плыви, кораблик».

Знакомство с профессиями происходит и в ходе формирования элементарных математических представлений, если педагог предложит посчитать, например, количество гвоздей у плотника, количество банок с краской у маляра, количество ёлок у лесника.

Приближение работы взрослых к детям.

К данному направлению работы с детьми относятся экскурсии, наблюдения, тематические встречи с людьми разных профессий.

Наиболее действенные способы ознакомления детей с трудом взрослых – наблюдения и экскурсии, которые обеспечивают наглядность и ясность получаемых представлений, способствуют накоплению ярких эмоциональных впечатлений. В процессе дальнейших бесед и занятий с детьми обязательно уточняются, дополняются, закрепляются сведения, полученные ими во время наблюдений.

Исходя из возрастных особенностей детей и возможностей персонала дошкольной образовательной организации, организуются экскурсии:

  • в медицинский кабинет;
  • в прачечную;
  • в библиотеку;
  • в школу;
  • в магазин;
  • в аптеку;
  • в парикмахерскую;
  • в ателье;
  • к светофору;
  • на почту;
  • на приусадебный участок;
  • на работу к родителям.

В процессе экскурсии дети получают возможность наблюдать различные способы выполнения профессиональных действий человека той или иной профессии. Демонстрируя дошкольникам трудовые действия, взрослый производит их выразительно и привлекательно, комментирует каждую операцию, даёт возможность детям задать вопросы.

Взрослый вовлекает детей в производимый им трудовой процесс, даёт им посильные поручения. Когда дети имеют возможность сами активно действовать, они получают более точные и полные представления о труде взрослых.

Педагог во время экскурсии дополняет полученную информацию, рассказывает о тех качествах, которыми должны обладать представители данных профессий, используя занимательный материал, стихи, загадки, пословицы. По возращению в группу с детьми обязательно обсуждают увиденное, проводят рисование по памяти «Что запомнилось?», «Что понравилось?».

С развитием IT-технологий становятся возможными виртуальные экскурсии.

Совместная деятельность взрослого и ребёнка.

К этому направлению работы с детьми относятся сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, подвижные игры, чтение художественной литературы, игровые ситуации и другие формы деятельности, которые реализуются в течение режимных моментов дня, в свободной и совместной деятельности педагога и ребёнка.

Осознать общественную значимость труда взрослого ребёнку помогают дидактические игры, моделирующие структуру трудового процесса: цель и мотив труда, предмет труда, инструменты и оборудование, трудовые действия, результат труда.

В дошкольной педагогике дидактические игры делятся на три основных вида:

  • игры с предметами;
  • настольно-печатные игры;
  • словесные игры.

Игры с предметами подразумевают использование игрушек и реальных предметов с целью ознакомления с профессиями взрослых. Например, в игре «Собери набор повара» дети из множества разнообразных предметов выбирают игрушечную посуду и столовые приборы, а также куклу в соответствующей одежде. Аналогичные игры – «Кто здесь был и что забыл», «Оденем куклу на работу», «Соберём ящик с инструментами».

Настольно-печатные игры бывают нескольких видов:

  • подбор картинок по парам, например, «Найди два одинаковых инструмента»;
  • подбор картинок  по  общему  признаку,    например,

«Что нужно доктору», «Что есть в магазине». Дети подбирают картинки с соответствующими предметами, тем самым учатся классифицировать предметы как результат определённой трудовой деятельности;

  • составление разрезных картинок на профессиональную тему.

Словесные игры, например «Четвёртый лишний», «Отгадай профессию по описанию», «Варим компот» помогают пополнить словарный запас ребёнка понятиями из профессиональной сферы.

Грамотное проведение дидактических игр позволяет расширить представления детей о людях разных профессий.

В детской художественной литературе много произведений, посвящённых труду. Стихотворения, рассказы, сказки, загадки о профессиях и орудиях труда, поговорки и пословицы о труде, трудолюбии, мастерстве, скороговорки, в которых упоминаются профессии и орудия труда, считалки, стихи для пальчиковой и артикуляционной гимнастики, физкультурной минутки помогут в непринуждённой форме дать детям новую информацию о профессиях и закрепить ранее полученные знания.

Для систематизации детских представлений о мире профессий и формирования ценностного отношения к результатам труда человека используются образовательно-игровые ситуации, например, «Научим Почемучку мыть чашку (сервировать стол, вытирать пыль)», «Весёлые поварята», «Поиграем в магазин».

В процессе проведения праздников и развлечений также затрагиваются темы ознакомления с профессиями взрослых. На утренниках, посвящённых празднованию Дня защитника Отечества и Международного женского дня, детям напоминают о профессиях родителей и общественной значимости их профессиональной деятельности. Спортивные праздники, Дни здоровья – помогают обратить внимание детей на профессии,  представителям  которых  необходимо  иметь  крепкое здоровье, хорошую физическую подготовку, например, лётчику, пожарному, водолазу.

Участие детей в различных творческих конкурсах также может носить проф-ориентационный характер.

Полученные в процессе вышеперечисленных форм работы с детьми представления о людях разных профессий благоприятно сказываются на развитии у детей ролевого поведения в сюжетных играх. Сюжетно-ролевая игра не только ведущая деятельность дошкольника, но и необходимое средство реализации задач ранней профориентации.

Педагоги учат детей переводить знания, полученные из разных источников в сюжеты игр, определить содержание предстоящей игры, последовательность событий, игровые действия, а также персонажей и их взаимодействие.

В процессе профориентационной сюжетно-ролевой игры имитируются производственные сюжеты, ситуации, профессиональная социальная среда, модели профессионального поведения, модели межличностных профессиональных отношений.

В возрастном аспекте сюжетно-ролевая игра профориентационного характера постепенно усложняется по содержанию. Именно в сюжетно-ролевых играх усваиваются сведения о профессиональной деятельности взрослых, закрепляются знания, полученные в ходе непосредственно образовательной и совместной деятельности.

Успешное осуществление вышеперечисленных форм работы с детьми невозможно без организации правильной и соответствующей возрастным особенностям профориентационной предметно-развивающей среды.

Оснащение предметноразвивающей среды в целях ранней профориентации подразумевает:

  • подбор художественной литературы, энциклопедий, самодельных книжек малышек, связанных с темой «Профессии», в книжном уголке;
  • создание картотеки пословиц и поговорок о труде, за гадок, стихов и песен о профессиях и орудиях труда;
  • подбор иллюстраций, репродукций картин, раскрасок с профессиями в уголке изобразительной деятельности;
  • подбор и изготовление дидактических игр по ознакомлению с профессиями;
  • подбор демонстрационного материала по теме «Профессии» (аннотированный перечень рекомендуемого демонстрационного материала находится в приложении);
  • подбор мультфильмов, видеофильмов, видеороликов, связанных с темой «Профессии»;
  • выпуск настенной газеты, посвящённой профессиям взрослых;
  • оформление альбома о профессиональных династиях воспитанников;
  • оформление альбома с фотографиями «Профессии наших родителей»;
  • материалы для сюжетно-ролевых игр.

Неоценимую помощь в пополнении предметно развивающей среды оказывают родители, которых педагоги активно вовлекают в работу по ознакомлению детей с трудом взрослых.

Таким образом, формирование представлений дошкольников о труде взрослых – это необходимое направление деятельности МБДОУ «Детский сад № 15». Знакомство детей с миром профессий осуществляется на протяжении всего периода получения воспитанниками дошкольного образования и реализуется в разнообразных формах работы и во взаимодействии педагогов и родителей. Проводимая профориентационная работа позволяет ненавязчиво подвести детей к важному выводу, что труд, профессиональная деятельность являются значимой сферой жизни.

1 комментарий:

  1. Лишь сочетание формирования правильных представлений о труде взрослых и выработки у детей трудовых умений, привычек дает необходимый воспитательный эффект. Посильный труд еще никого не испортил

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.