Опыт работы «Формирование предпосылок учебной деятельности у старших дошкольников»

Современный этап развития образования выдвинул в качестве одной из важнейших задач создание организационного и содержательного единства, преемственности и взаимосвязи всех звеньев образования. Проблема преемственности в дошкольном и начальном общем образовании в целом является актуальной на сегодняшний день.

Актуальность обусловлена поиском оптимальных способов обеспечения единства образовательного пространства, потребностью рассмотреть образование как процесс формирования духовного мира ребенка.

Дошкольное и начальное общее образование — единый развивающийся мир. В связи с этим приобретает особую значимость проблема реализации принципа преемственности в непрерывном образовании детей дошкольного и младшего школьного возраста.

В последние годы в развитии дошкольных учреждений и начальной школы в связи с актуализацией в нашей стране инновационной концепции образования появляются новые тенденции не только структурного, но и содержательного характера. В практику входят новые программы и технологии по дошкольному воспитанию и обучению детей. Инновационное развитие образования предполагает на каждой из возрастных ступеней свое содержание и адекватные ему методы обучения, формы организации учебной деятельности детей, в которой возможно реальное осуществление преемственности задач, содержания и методики педагогической деятельности с дошкольниками и детьми младшего школьного возраста.

В связи с этим актуализируется проблема поиска педагогически целесообразных систем и технологий, обеспечивающих поступательное развитие ребенка, его готовности к переходу в школу — принятию на себя роли активного субъекта собственной учебной деятельности.

Противоречия.

Преемственность между дошкольным учреждением и начальной школой считается наиболее сложным и уязвимым вопросом. На данном возрастном этапе жизни ребенка игра как ведущая деятельность постепенно сменяется учебной деятельностью. Эта смена должна носить сглаженные формы и обеспечить построение содержания образования в целостную систему. Сложившаяся ситуация зачастую порождает неоднозначную позицию в области подготовки детей к обучению в школе, что приводит к увеличению психической нагрузки детей в дошкольных образовательных учреждениях, форсированию темпов индивидуального и нормативного возрастного развития ребенка. В конечном итоге ухудшается качество дошкольного образования, адаптация к условиям школы, нарушается естественная связь смежных возрастов.

Отсюда возникает разногласие между ориентацией образования на непрерывность и отсутствием сопряженности систем дошкольного и начального школьного образования в требованиях, содержании, технологиях.

Формирование предпосылок учебной деятельности на основе готовности к обучению непрерывно связано с вопросами преемственности, в том числе и социально-личностным развитием ребенка. Это обуславливает проблему создания наиболее благоприятных психолого-педагогических условий для формирования предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих принятие роли ученика, становление субъекта учебной деятельности, адаптации к начальной школе, а также формирования ключевых компетенций детей дошкольного возраста.

Цель – формирование  предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством развития ключевых компетенций дошкольника в совместной деятельности.

Условия возникновения опыта.

На идею становления опыта по формированию предпосылок учебной деятельности у старших дошкольников оказали влияние следующие факторы:

— социальное партнёрство с МАОУ «СОШ № 3»;

— активное участие в работе городского методического объединения воспитателей групп старшего возраста; 

— участие в зональных педагогических чтениях «Преемственность между начальным общим образованием и дошкольным»;

— достижение результатов в работе с детьми по формированию предпосылок учебной деятельности;

— подборка интересного материала и идей в методической литературе и в Интернете по формированию предпосылок учебной деятельности.

Теоретическая база опыта

Переход ребенка от дошкольного к школьному образу жизни является большой комплексной проблемой, которая широко исследовалась в отечественной педагогике и психологии. Ей посвящено множество исследований и монографий (Л.И. Божович, Л.А.Венгер, Г.М.Гуткина, И.В.Дубровина, Е.Е.Кравцова, А.А.Люблинская, В.С.Мухина, Н.Н.Поддъяков, К.Н. Поливанова, Е.О.Смирнова и др.).

Исследование закономерностей становления учебной деятельности и формирование ее предпосылок составляют одну из первоочередных задач современной педагогической науки (В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, И. Ломпшер, А.К. Маркова, Д.Б. Эльконин). Проблема готовности ребенка к обучению в школе приобрела в настоящее время, в период модернизации российского образования, особое звучание и актуальность. Исследования велись и ведутся с различных позиций: гармонического развития школьников (A.B. Запорожец,  Л.А. Венгер, Я.Л. Коломенский, Е.А. Панько, Л.И. Божович, Л.С. Славина и др.); психологической готовности ребенка к усвоению тех учебных предметов, которые будут изучаться в начальных классах общеобразовательной школы (Е.А. Бугрименко, Р.Л. Березина, Т.Д. Рихтерман, О.Я. Боровая и др.); с позиции самоценности каждого возрастного периода — периода дошкольного детства и младшего школьного возраста (Е.Л. Горлова, В.В. Давыдов, A.B. Запорожец, Г.Г. Кравцов, Е.Е. Кравцова, В.Т. Кудрявцев и др.); формирования элементов учебной деятельности, необходимого запаса знаний, умений и навыков (P.C. Бурэ, А.П. Усова); создания условий для школьной зрелости, для формирования психофизиологических предпосылок учебной деятельности (С.Д. Забрамная, Г.Г. Жарова, В.Г. Каменская); формирования специфических компонентов готовности к обучению в школе — мотивационного, психологического, личностного, коммуникативно-речевого и др. (И.Н. Агафонова, Л.А. Боровских, A.B. Запорожец, Л.И. Божович, Л.А. Венгер, А.Л. Венгер, В.В. Холмовская, А.П. Усова, Н.И. Гуткина, В.Д. Шадриков и др.).

Новизна опыта

Новизна опыта заключается в создании психолого-педагогических условий обеспечения преемственности по формированию предпосылок учебной деятельности детей, учитывающие социально-личностное и субъектное развитие ребенка. В ходе педагогической деятельности спроектирована структурно-содержательная модель с использованием инновационной технологии «Ступеньки гармонии», отражающая преемственность в формировании учебной деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста, а также разработана парциальная программа «Хочу в школу», основанная на применении последовательности учебно-игровых заданий, выполнение которых формирует у старших дошкольников готовность к овладению учебной деятельностью. Приложение 1

Адресность опыта

Опыт работы ориентирован на педагогов дошкольного образования, начального общего образования, руководителей методических объединений, родителей.

Трудоёмкость опыта

Деятельность по реализации данного опыта работы может организовать любой заинтересованный педагог ДОО и  реализоваться в дошкольном образовательном учреждении. Преимуществом является то, что предлагаемый материал легок и доступен для восприятия ребенка, поскольку осуществляется через игровую деятельность, рассчитан на детей старшего   дошкольного возраста и нацелен создать необходимые условия для формирования предпосылок учебной деятельности  старших дошкольников посредством использования в образовательном процессе занимательного материала.

Технология опыта.

Формирование предпосылок учебной деятельности у дошкольников происходит на основе внедрения в образовательный процесс педагогической технологии «Ступеньки гармонии» и парциальной программы «Хочу в школу», разработанные автором опыта.

«Ступеньки гармонии» — это технология семи «У», разработанная на принципах формирования гармонично развитой личности. Термин «гармония» в музыке – это приятная для слуха слаженность звуков, состоящих из семи основных ступеней. «Ступеньки гармонии» тоже основаны на семи концептуальных положениях, которые заключаются в сформированности компетенций дошкольника в игровой деятельности:

1 ступень – Умение придумывать сюжет игры.

2 ступень – Умение перевоплощаться.

3 ступень – Умение следовать правилам.

4 ступень — Умение использовать атрибуты и предметы-заместители.

5 ступень — Умение видеть и создавать воображаемую ситуацию.

6 ступень – Умение договариваться и слышать партнёра по игре.

7 ступень – Умение обогащать и усложнять сюжет игры.

Педагогическая технология используется при организации образовательной деятельности по всем направлениям развития ребёнка, в течение которой дошкольникам приходится перевоплощаться в разнообразных героев, согласно сюжету; пользоваться атрибутами и предметами-заместителями; вступать в партнёрские отношения; следовать установленным правилам.

Важную роль в обеспечении преемственности дошкольного и начального образования играет координация взаимодействия между педагогическими коллективами дошкольного учреждения, школы и родителями воспитанников. МБДОУ «Детский сад № 15» взаимодействует с МАОУ «СОШ № 3», где продолжает обучение основная часть выпускников нашего детского сада.

Организация работы по преемственности со школой осуществляется по трем основным направлениям:

— работа с педагогами (проведение мастер-классов, семинаров-практикумов, круглых столов, обсуждение инноваций в образовании и т.д.);

— работа с детьми (знакомство детей со школой, учителями, организация совместных мероприятий); Приложение 2

— работа с родителями (получение информации, необходимой для подготовки детей к школе, консультирование родителей по вопросам своевременного развития детей для успешного обучения в школе). Приложение 4

Результативность опыта

Результаты внедрения педагогической технологии «Ступеньки гармонии» и парциальной программы «Хочу в школу» в практику работы превзошли самые смелые ожидания.

Для диагностики предпосылок к учебной деятельности педагогом-психологом  был использован комплекс методик для изучения готовности ребенка к школьному обучению: «Мотивационная готовность ребенка к школе», методика «Рисование бус» (И.И. Аргинской), «Продолжи узор» (модифицированный вариант методики Г. Ф. Кумариной), «Запоминание картинок и предметов», «Раскрашивание фигур» (методика Н.Я. Чутко), «Заселение дома» (методика И.И. Аргинской), «Диктант» (методика Н.В. Нечаевой), «Чтение схем слов» (методика Н.В. Нечаевой), «Математический диктант» (методика И.И. Аргинской), «Развитие устной речи» (методика Н.В. Нечаевой). Приложение 3

 Общий показатель готовности к школьному обучению

Учебный год Высокий уровень

(чел. /%)

 Хороший уровень

(чел. /%)

Средний уровень

(чел. /%)

Низкий уровень

(чел. / %)

2012-2013 9 чел. — 19% 32 чел.- 68% 6 чел.- 13% 0
2013-2014 11 чел. — 24% 27 чел.- 62% 6 чел.- 14% 0
2014-2015 23 чел. — 53% 16 чел.– 37% 4 чел.– 10% 0

Из приведённой таблицы видно, что за три года высокий уровень готовности к школьному обучению возрос на 36%. Это доказывает эффективность применения данной технологии и парциальной программы.

Таким образом, анализ полученных данных показал положительную динамику в развитии предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста. Высокие результаты доказывают необходимость организации последовательной и целенаправленной работы по формированию предпосылок учебной деятельности с использованием технологии «Ступеньки гармонии» и парциальной программы «Хочу в школу».

Основные выводы

Формирование предпосылок учебной деятельности у старших дошкольников в аспекте преемственности дошкольного и начального общего образования становится эффективнее при организации специальной деятельности, при которой выполняются следующие условия:

— интеграция игровой и учебной деятельности, обеспечивающая субъектную активность ребенка;

— основными компонентами психолого-педагогической готовности предпосылок учебной деятельности является, принятие учебных задач, овладение обобщёнными способами решения задач, овладение действиями контроля и оценки;

— сотрудничество (психолого-педагогическое взаимодействие) ребёнка и взрослого, направленное на социально-личностное развитие и формирование готовности к учебной деятельности.

Разработанная и апробированная в условиях МБДОУ «Детский сад № 15» технология «Ступеньки гармонии» и парциальная программа «Хочу в школу» позволила существенно повысить уровень, готовности к обучению и придать ему устойчивость.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.