Формирование положительного доброжелательного отношения детей друг к другу

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет направленность основной образовательной программы дошкольного образования на создание условий развития ребёнка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности.

Формирование положительного доброжелательного отношения детей друг к другуМы поставили перед собой цель: создание условий развития ребёнка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности. Для этого необходимо добиваться, чтобы каждому ребенку в группе было комфортно и радостно, создавать в коллективе нравственную, доброжелательную атмосферу. Делать это эффективнее всего средствами игровой деятельности. Игру можно использовать как средство формирования способности к общению, так как именно с помощью игры педагог способен помочь ребенку установить контакт с окружающим миром, а также со сверстниками и взрослыми.

В детском саду был проведен семинар, на котором мы познакомились с социо-игровой технологией, которая полностью соответствовала поставленным перед нами целям. Данная технология предлагает организацию работы с дошкольниками в форме игровых ситуаций, побуждающих детей к сближению друг с другом и с педагогом на основе сопереживания и самой ситуации, и ее участникам, причем не только тем событиям, которые требуют сочувствия и участия, но и радостным, веселым событиям.

Технология предполагает использование игр разной направленности. Мы выбираем игры для конкретных детей, с которыми работаем в настоящий момент. Главная задача воспитателя заключается в том, чтобы научить детей играть активно и самостоятельно. Только в этом случае они приучаются сами в любой игровой ситуации регулировать степень внимания и мышечного напряжения, находить выход из критического положения, проявлять инициативу, то есть приобретают важные качества, необходимые в будущей жизни.

Авторы социо–игровой технологии предлагают следующую классификацию игр, где воспитатель — активный участник, партнер и заводила:

Игры для рабочего настроя,

Игры-разминки,

Игры на приобщение к делу,

Игры творческого самоутверждения,

Игры вольные.

Остановлюсь подробнее, как мы используем данную систему игр для формирования у детей дружеских, доброжелательных отношений.

Игры для рабочего настроя – формируют позитивное отношение к другим людям, даже если они «совсем другие». Главная задача этих игр пробудить интерес детей друг к другу. («Узнай по голосу», «Комплименты», «Водяной», «Мы — веселые ребята», «Подарки», «Шире, шире, шире круг», «Найди свою половинку», «Шел Медведь по лесу», «Передай сердечко»)

Игры-разминки. Главная задача — возможность размяться, снять напряжение. Эти игры развивают внимание, координацию, формируют чувство юмора, поднимают настроение. («Веселые зарядки», «Море волнуется», «Путаница», «Рыболов», «Поймай комара», «Пузырь», «Жук-рогач», «Съедобное – несъедобное», «Чего на свете не бывает», «Рифмы на слоги», «Змея», «Мотальщики», «Картина»)

Игры социо-игрового приобщения к делу. Они развивают коммуникативные способности и качества, умение взаимодействовать и сотрудничать. Различные дидактические игры (особенно хороши игры, рекомендуемые технологией ТРИЗ).

Игры творческого самоутверждения. Развивают умение выражать свои потребности и чувства с помощью вербальных и невербальных средств. Эти игры способствуют развитию воображения, наблюдательности, творчества, служат для обогащения выразительных средств общения — пластики, мимики, жестов, развивают умение владеть своим телом. («Инсценировки», «Чтение стихов по ролям», «Хороводы», «Пантомима», «Показ букв и цифр», «Игры на имитацию различных движений», «Веселые зарядки»).

Игры вольные (на воле) способствуют умению распознавать эмоции других и владеть своими чувствами. Умение сопереживать – радоваться чужим радостям и огорчаться из-за чужих огорчений. Умение ориентироваться в пространстве, взаимодействовать в постоянно меняющейся ситуации. При выборе вольных игр мы отдаем предпочтение русским народным играм, потому что они интересны детям, лаконичны, выразительны, доступны. В них много юмора, шуток, соревновательного задора. («Пахари и жнецы», «Плетень», «Солнышко-ведрышко», «Гори-гори ясно», «Золотые ворота», «Хитрая кумушка», «Совушка», «Гуси-гуси», «Медведь и пчелы»)

Таким образом, данная система игр помогает нам сформировать у детей:

  • коммуникативные способности и качества;
  • умение распознавать эмоции других и владеть своими чувствами;
  • позитивное отношение к другим людям, даже если они «совсем другие»;

умение сопереживать – радоваться чужим радостям и огорчаться из-за чужих огорчений;

  • умение выражать свои потребности и чувства с помощью вербальных и невербальных средств;
  • умение взаимодействовать и сотрудничать.

В процессе работы над темой мы выработали памятку для воспитателя, которые полностью соответствуют концепции социо-игровой технологии.

ПАМЯТКА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЯ:

1.Собирайте любимые игры детей. Это особая ценность, они могут сопровождать их в течение многих лет.

2.Новая игра (хорошая) — лучший подарок детям, это новый опыт отношений, дополнительные радостные минуты.

3.Игра-дело добровольное. Не навязывайте детям игру, если вам она кажется полезной, а она им не нравится.

4.Эмоциональное состояние воспитателя должно соответствовать предлагаемой детям деятельности. Смешная игра не терпит скучного или равнодушного лица воспитателя.

5.Игра-средство диагностики. Ребенок раскрывается с хорошей и не очень хорошей стороны. Наблюдаем, размышляем, но во вред ребенку полученную информацию не используем.

6.Никаких дисциплинарных мер к детям, нарушившим правила игры. Это лишь повод для доброжелательного разговора, когда дети анализируют, разбирают, кто и как проявил себя в игре, как надо было избежать конфликта.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.