Формирование духовно-нравственной культуры речи у дошкольников через приобщение к социокультурным нормам и традициям

Проблема развития речи дошкольников приобретает все большее общественное значение, так как речь является убедительным показателем духовной культуры личности. Речь неотделима от морально-этических убеждений и, вполне естественно, что процесс обучения речи детей должен быть направлен не только на овладение ребенком грамматически правильной речью, но и на развитие его духовной культуры.

Сложность различных речевых нарушений заключается в том, что они ведут за собой и другие нарушения, в частности, нарушение коммуникативной сферы. Дети не умеют общаться, у них искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме: книги ушли на второй план, их место заняли гаджеты, компьютер. Воспитание малыша с пеленок превращается в подготовку к учебе в школе и реализации удачной жизненной карьеры. А вот на совместное чтение книг и обсуждение прочитанного времени свободного у современных родителей не остается.

Именно поэтому педагогу приходится восполнять образовавшийся пробел в воспитании нравственных чувств детей и привлекать к этому родителей через тематику занятий развития речи, чтобы помочь воспитать доброго, чуткого, честного, справедливого человека.

Развитие речи – это развитие личности на основе духовного богатства, которым пронизан русский язык. Поэтому педагоги должны отбирать литературные произведения по нравственным критериям. Это сказки, потешки, произведения русских писателей и поэтов. Сказки представляют собой одно из самых древних средств нравственного, эстетического воспитания детей. Используя сказкотерапию как метод, воспитатели выбирают одну из множества готовых историй, которые подходят к конкретной ситуации, а могут придумать свою, чтобы она наиболее полно соответствовала поставленной задаче. Сказкотерапия не только учит детей различать, что такое хорошо, а что такое плохо, но и позволяет нам лучше понять внутренний мир ребенка.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ НОРМ

Взаимная поддержка, взаимовыручка, взаимопомощь: Толстой Л. «Рассказы для маленьких детей», Неверов А. «Жучка», «Коллектив», Баруздин С. «Морской котик», Русская народная сказка «Зимовье», Берг Л. Рассказы о маленьком автомобильчике.

Скупость (жадность) – щедрость: Ушинский К. «Вместе тесно, а врозь скучно», Андерсен Г.Х. «Дюймовочка», Осеева В. «Три товарища», Сказка народов Индии «Чьи руки краше».

Вежливость (тактичность) – грубость: Осеева В. «Волшебное слово», Зеленая Р., Иванов С. «В каменном веке», «Ха-ха-ха! Взрослые», «Осторожнее, локти!», «Кастрюля», Русская народная сказка «Привередница», Ладонщиков Г. «Дикарь в лесу».

Честность (правдивость) – лживость: Братья Гримм. «Заяц и ѐж», Толстой Л., «Лгун», Ушинский К. «Страшная коза», Осеева В. «Почему?», Даль В. «Ворона».

Справедливость – несправедливость: Осеева В. «Печенье», Погорельский А., «Черная курица или подземные жители», Аксаков С. «Аленький цветочек», Заходер Б. «Лисицин суд».

Скромность – нескромность: Корейская сказка «Братья», Зеленая Р., Иванов С., «Опасная парочка», Итальянская сказка «Как осел петь перестал», Гаршин В., «Лягушка-путешественница», Толстой Л. Павлин. «Павлин и журавль», Маршак С. «Рассказ о неизвестном герое».

Бережливость – расточительность: Успенский Э. «Трое из Простоквашино», Медведев В. «Сберегательная кошка», Михалков С. «Булка».

Прямодушие (открытость) – хитрость: Русская народная сказка «Волк и семеро козлят», Венгерская сказка «Два жадных медвежонка», Перо Ш. «Красная Шапочка», Баруздин С. «Лиса».

Смелость – трусость: Ушинский К. «Орел и кошка», Толстой Л. «Котенок», Сказка народов Аляски «Большое путешествие маленького мышонка», Русская народная сказка «У страха глаза велики».

Сострадание (милосердие) – бездушие: Пришвин М. «Глоток молока», Гюго В., «Отверженные» (глава «Козетта»), Сутеев В. «Под грибом», Чарушин Е. «Про зайчат», Зеленая Р., Иванов С. «Ворона», Гарин-Михайловский Н. «Тема и жучка», Неверов А. «Жучки», Короленко В. «Дети подземелья» (глава «Кукла»).

Смирение – строптивость: Русская народная сказка «Морозко», Перо Ш. «Золушка», Пушкин А. «Сказка о рыбаке и рыбке», Яниковская Е. «Я хожу в детский сад», Зеленая Р., Иванов С. «Ну и пускай».

Добро – зло: Ушинский К. «Худо тому, кто добра не делает никому», Осеева В. «Хорошее». «На катке». «Плохо», Толстой Л. «Птичка». «Солдат». «Собака и вор». «Белка и волк». «Сколько людей?», Неверов А. «Детский дом», «Коллектив», Удмуртская народная сказка «Охотник и змея», Барто А. «Жарко», Емельянов Б. «Мамино горе».

Человеколюбие – человеконенавистничество: Катаев В. «Цветик-семицветик», Зеленая Р., Иванов С. «Рассказ взрослого человека», Осеева В. «Отомстила», Житков Б. Борода. «Дым», «Как тонул один мальчик», «На льдине», «Почта», «Пожар», «Обвал», «Наводнение», Куприн А. «Слон», Пермяк Е. «Надежный человек», Баруздин С. «Морской кортик».

Необходимым условием формирования нравственной сферы ребенка становится организация на занятии совместной деятельности детей, способствующая развитию общения и взаимоотношений детей друг с другом, в процессе которых ребенок усваивает социально-исторический опыт. Реализуется это через сюжетно-ролевые игры, соответствующие тематике занятия. Также проводятся беседы, рассуждения детей по схемам, иллюстрациям.

Таким образом, формирование духовно-нравственной культуры речи дошкольников через развитие речи представляет собой постоянно протекающий в течение всей жизни человека процесс овладения речью и ее механизмами в непосредственной взаимосвязи с духовным становлением личности. Приобщая детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, воспитывая у детей сознательное отношение к слову, создавая условия, способствующие речевому развитию, привлекая родителей, как полноправных участников педагогического процесса, закладывая основы нравственно-духовной личности, воспитатели тем самым формируют духовно-нравственную культуру речи каждого дошкольника.

Кутергина Н.В., учитель-логопед первой квалификационной категории.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.