Детям о космосе

Впереди 12 апреля. Помню, что во времена моего детства многие мечтали стать космонавтами. И сейчас есть ребята, которые мечтают покорить космос. Космос — это удивительный мир звезд, планет и других загадочных объектов. Детки замечают, что после дня идет ночь, а после ночи — день. Когда вы и ваш ребенок выходите на улицу, вы понимаете, как удивителен этот мир, как много всего интересного и привлекательного, а, особенно, небо. Ночью оно полно звезд, далеких планет и космических загадок.

тКосмос. Взрослые обязательно должны помочь детям разобраться в этом вопросе. Что и как рассказать детям о космосе? Как интересно преподнести научный материал малышу? Как отвечать, на вопросы ребенка чтобы, было понятно и познавательно, а так же подтолкнуло его самого к изучению этой темы?

Не стоит думать, будто ребенок мал для подобных знаний. Тема космоса — это отличный базис для расширения общего кругозора малыша, а так же повод родителям больше пообщаться с ребенком, поведать ему интересные рассказы о космосе, почитать стихи и загадать загадки.  А ещё это прекрасная возможность самим ненадолго вернуться в счастливое детство! Возможность посмотреть на окружающий мир глазами своего малыша!

Начинайте с описания Земли…

А начать разговор правильнее всего с нашей собственной планеты. Поясните, что планета Земля очень большая и круглая, на ней находятся моря и океаны, горы и пустыни, поля и леса, реки и озера, а также миллионы животных, птиц, рыб, насекомых и людей. При этом планета имеет атмосферу – оболочку из воздуха, которая позволяет нам дышать. Чтобы ребенок хотя бы примерно представил, насколько велика Земля, покажите ему сопоставление размеров в книгах, глобус со всеми странами и фотографии планеты из космоса – они помогут ребенку представить планету и соизмерить ее размеры с приблизительно знакомыми ему размерами родного дома.

Кстати, у детей часто рождается логичный вопрос: если Земля круглая, почему мы с нее не соскальзываем, а те, кто живут «внизу», не падают? И тут проявляется одна из первых условностей: понятие гравитации для ребенка слишком сложное. Поэтому достаточно ответить, что планета настолько большая, что притягивает к себе всех – и именно оттого все вещи падают на Землю, а не в небо, например. А те, кто живут «внизу», не ходят вверх ногами, как могло бы показаться! Они точно так упираются в планету ногами и видят мир не перевернутым, а нормальным, совсем как мы. Подкрепите это наглядным примером: возьмите мячик, приложите к нему с противоположных сторон, допустим, пару солдатиков, а затем поверните мяч то так, то эдак, чтобы ребенок убедился – каждый из них стоит на своих ногах, как и люди в реальности. Просто то, что для одного будет верх, для другого низ, и наоборот. Малышу такой пример, конечно, может показаться смешным, но все же с его помощью у вас получится донести до него общую идею.

Из чего состоит Солнечная система?

Когда понятие Земли закрепилось, продолжите: а где находится наша планета? Ответ прост: летит в космосе. Космос – это все пространство, где расположены планета Земля, солнце, луна, звезды и другие планеты. Космос называют Вселенной – и она не имеет границ. При этом она так же наполнена другими звездами и планетами. И если с планетами уже более-менее понятно (большие, круглые, каменные), то понятие звезды требует пояснений. Расскажите малышу, что это гигантские, обычно гораздо больше планет, шары из горящего газа. Причем горят они миллионы лет! Разумеется, вам понадобятся фотографии, чтобы ребенок понял, как это выглядит. А чтобы малыш представил размеры звезд, возьмите арбуз, тыкву или крупный надувной мяч и горошину. И поясните: Земля рядом с Солнцем настолько маленькая, насколько горошина рядом с большим арбузом! А чтобы добраться до Солнца на машине (если бы существовала дорога, разумеется), на это потребовалось бы более 100 лет – больше человеческой жизни! На детей это производит впечатление…

Не меньший эффект произведет тот факт, что вокруг Солнца вращается не только Земля, делая полный оборот за год, но и другие планеты. И они находятся в определенном порядке от нашей звезды. Малышу может быть интересно то, что все планеты разные: нет лесов и морей, многие лишены атмосферы (а значит, нечем дышать), где-то нет даже почвы (вместо нее жидкость или газ), а температура может быть как очень высокой (на Меркурии свыше 100 градусов), так и очень низкой (на Нептуне моментально замерзает все). И да: не забываем о фотографиях, выделяя нюансы каждой планеты: Марс красный, а у Сатурна характерные кольца из летающих вокруг камней (их называют астероидами). И не бойтесь, что ребенок не запомнит с первого раза. К этой теме нужно неоднократно возвращаться, чтобы добиться эффекта. А для начала достаточно пробудить в малыше интерес к космосу…

Играйте, разгадывайте и творите!

Также, если малыш увлекся темой, отметьте, что космос заполнен не только лишь звездами и планетами со спутниками. В нем есть галактики, туманности (гигантские скопления космической пыли, где рождаются звезды), и черные дыры (умершие звезды, не источающие света), и кометы (каменные глыбы с длинным светящимся хвостом), и метеориты (небольшие камни, которые падают на Землю – именно про них и говорят, что звезда упала, предлагая загадать при этом желание). Отдельно расскажите про то, как сейчас человек исследует космос. Над этим работают специальные ученые-астрономы (у них телескопы в разы лучше тех, с которыми играет ребенок, потому они видят намного дальше), в космос запускают ракеты (летательные аппараты, созданные для полетов между планетами), а в них космонавты, пилоты ракет. Обязательно подкрепляйте все данные фотографиями, иллюстрациями в специализированных книгах или научно-познавательными фильмами – сегодня существует достаточно изданий и кино, адаптированных для самых маленьких деток.

Адаптация вообще один из основополагающих факторов. Все-таки одних бесед и простых примеров мало. Потому лучше, если информацию вы будете закреплять с ребенком с помощью игр. Их ассортимент велик! На тему космоса продаются альбомы с раскрасками, пазлы, мозаики, наборы аппликаций (особенно уместны светящиеся в темноте), дидактические карточки (их можно скачать из интернета), не говоря про многочисленные ракеты (в том числе конструкторы). Не забывайте про развивающие книги: не трудно найти сборники загадок, ребусов, головоломок, стихов и песенок, связанных с этой тематикой. Отдельный разговор про карты солнечной системы и звездного неба: практика показывает, что у детей особый интерес вызывают созвездия, где из звезд на небе складывается некий узор: медведица, рак, водолей…

При желании можно вообще окружить малыша изображениями планет и звезд, космических кораблей и космонавтов везде: от обоев в детской до пижамы. А ведь есть еще и планетарий! Правда, с этим стоит все-таки подождать: если говорить о космосе можно с 3 лет, то такое шоу актуально не раньше 4-5 лет… Впрочем, реально обойтись и без новых покупок – никто не запрещает предложить ребенку нарисовать карандашами космонавтов или слепить из пластилина звездочку.

Постарайтесь ответить на все вопросы, которые возникнут у ребенка. Если вы чего-то не знаете, не отмахивайтесь, не уходите от ответа! Лучше вместе с ребенком поищите ответ в энциклопедии или в интернете. Ваш авторитет точно не пострадает, а наоборот, Вы покажете, что чего-то не знать – нормально, плохо – не стремиться знать больше.

Ну, а мы в детском саду постарались подойти к  вопросу о Космосе творчески: педагогам, родителям и детям предлагалось сделать коллективную работу на тему «Космические фантазии».  И вот, что из этого получилось.

 

2 комментария:

  1. Космос-замечательная тема для детских игр и творчества, полету фантазии нет предела. Мы с дочкой нафантазировали зеленых человечков и круглые домики с прозрачной крышей. Весело получилось.

  2. Евгения

    В саду проводили конкурс поделок к теме » Космос», была удивлена , какая фантазия у ребят с родителями! Такие поделки изготовили! Молодцы!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.