Бывают ли игрушки хорошими и плохими?

Наблюдение за игровой деятельностью детей ДОУ позволяет  сделать вывод о том, что характер и качество ролевых игр стали примитивными.  По своей сути детская  игра  стала невеселой, агрессивной, индивидуалистической.  Большое место занимают игры, являющиеся изобретением современных мультфильмов: игры с преобладанием физической агрессии, фантастических, несуществующих в жизни ситуаций, игры, не несущие опыта для реальной жизни.

Наблюдение показало, что из игры уходит её правилосообразность и соотносимость с образом идеального взрослого. Дети играют не в свою игру, которая должна быть подражанием взрослым, а в игру, навязанную игрушкой, ее производителем, ролью игрушки из мультфильма.

По мнению многих педагогов ситуация игровой деятельности детей   характеризуется  как кризис игровой культуры, сопровождающийся распадом сюжетно-ролевой игры, снижением игровой инициативы детей, часто сводимой к бессюжетному  манипулированию игрушками

Игрушка – средство подготовки ребенка к жизни. Это предмет для забавы и развлечений, но одновременно является средством психического развития, воздействия на нравственную сторону личности ребенка.

 Каждая игрушка несет в себе заданный образ поведения, стабильную нравственную характеристику, не зависящую от  меняющихся сюжетных линий в игре. Такие куклы как бы требуют от ребенка определенного поведения.   

Мягкие игрушки, как правило изображающие животных, созданы чтобы воспитывать в детях любовь к братьям нашим меньшим. Вызвать желание гладить кошечку по шерстке, водить собачку гулять, расчесывать лошадке гриву, обнимать, кормить, называть животных ласковыми именами, любить и заботиться о них. Возможно, доброе детское сердце еще полюбит и эти игрушки:

  Но как полюбить эти???

 Что заставляют любить наших детей эти игрушки? Что они воспитывают в них?

 Куклы, пупсы созданы для воспитания любви, заботы, для закладывания того фундамента, на котором  впоследствии будет развиваться материнство. Дети видят перед собой младенца, который так нуждается в их заботе, которого нужно покормить, искупать, одеть, свозить в коляске на прогулку. Девочки примеряют на себя роль мамы, а мальчики-роль папы.

 Что же делать девочке с куклой Винкс? Или с куклой Монстр Хай? Разве можно эту пышногрудую, длинноногую,  тетеньку с минимумом одежды и максимумом косметики покачать на руках и спеть ей колыбельную? А чем же ее кормить? Ведь не манной же кашей? Это уже не дочь, а скорее подружка. И уже не ребенок играет с куклой, а кукла с ребенком. Она диктует свои правила игры. Она влечет в свой мир со своими параметрами 90-60-90, где не нужно ни о ком заботиться, где сплошные приключения и фантастические истории.

 А кого же видит в этой кукле мальчик-папа? И вот уже исчезла сюжетно-ролевая игра «Семья». Ребенок видит отношения между родителями и детьми в семье, но сам не проживает в детстве этот опыт с помощью таких игрушек.

Мальчики же играют не просто с машинами, а с трансформерами, автоботами, которые оснащены оружием. Это те игры и игрушки, которые воспитывают такие качества личности как ненависть, гнев, несут заряд агрессии, жажду победы. Причем не победы в соревновании, а победы путем полного уничтожения соперника. И опять же, кто диктует правила игры? Опять игрушка. Ведь она изначально задумана и создана уничтожать, и для этого у нее все есть, производитель позаботился о вооружении.

 Современные условия жизни, семья, снизили  естественный способ передачи игровых традиций от родителей к детям. Родители не сохранили игрушки, в которые играли в детстве. Только 2% родителей смогли принести  свои игрушки на выставку.

Опрос показал, что 40% родителей  недооценивают игровое общение с детьми, не придают значения содержанию сюжета  игры. Игрушки в таких семьях покупаются  следуя моде, навязчивой рекламе, просьбам детей.

Очень хотелось бы этой статьей  привлечь внимание родителей к  использованию возможностей психолого-педагогического потенциала игрушек и игровой деятельности в духовно-нравственном   развитии  дошкольников. Способствовать поддержанию у родителей ответственного отношения к  выбору игрушки и осознанию  информации, которую несёт она  ребенку. О чем нужно подумать при выборе игрушки?

  • Игрушки не должны быть из токсичных материалов.
  • Необходимо увидеть подлинное назначение игрушки. Чему она научит ребенка? Учитывать воспитательное и развивающее значение игрушки. 
  • Игрушка должна, с одной стороны, развивать способности ребёнка, и, в то же время, приносить ему радость и удовольствие.
  • Игрушка должна позволять ребёнку проявлять самостоятельность при действии с ней.
  • Игрушка по возможности должна вызывать гуманные чувства, поддерживать бережное отношение к живому. Недопустимо наличие в игрушке таких качеств, как насилие, жестокость агрессия ко всему живому.
  • Необходимо учитывать художественные качества игрушки как средство формирования у ребёнка эстетического вкуса: соответствует ли игрушка представлениям о красоте, развивает ли чувство прекрасного, или вырабатывает дурной вкус, вульгарные представления о красоте.

 Мещерякова И.В., воспитатель 1 средней группы «Подсолнушки»

2 комментария:

  1. Статья как нельзя лучше отражает современное состояние в индустрии игрушек. Многие игрушки действительно просто коллекционируются детьми, следуя моде, и чтобы «не отстать» от подружек, а вот реально играют девочки в старые добрые куклы, конечно, если мамы их научили. Дети очень любят играть, особенно с мамой и папой. Всем счастья и удачных покупок в магазине «Игрушек».

  2. Танюшка

    Эту статью просто небходимо опубликовать в газетах и сайтах нашего города. Может быть тогда родители задумаются о приобретение именно полезной игрушки для своего ребенка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.