Наблюдение за игровой деятельностью детей ДОУ позволяет сделать вывод о том, что характер и качество ролевых игр стали примитивными. По своей сути детская игра стала невеселой, агрессивной, индивидуалистической. Большое место занимают игры, являющиеся изобретением современных мультфильмов: игры с преобладанием физической агрессии, фантастических, несуществующих в жизни ситуаций, игры, не несущие опыта для реальной жизни.
Наблюдение показало, что из игры уходит её правилосообразность и соотносимость с образом идеального взрослого. Дети играют не в свою игру, которая должна быть подражанием взрослым, а в игру, навязанную игрушкой, ее производителем, ролью игрушки из мультфильма.
По мнению многих педагогов ситуация игровой деятельности детей характеризуется как кризис игровой культуры, сопровождающийся распадом сюжетно-ролевой игры, снижением игровой инициативы детей, часто сводимой к бессюжетному манипулированию игрушками
Игрушка – средство подготовки ребенка к жизни. Это предмет для забавы и развлечений, но одновременно является средством психического развития, воздействия на нравственную сторону личности ребенка.
Каждая игрушка несет в себе заданный образ поведения, стабильную нравственную характеристику, не зависящую от меняющихся сюжетных линий в игре. Такие куклы как бы требуют от ребенка определенного поведения.
Мягкие игрушки, как правило изображающие животных, созданы чтобы воспитывать в детях любовь к братьям нашим меньшим. Вызвать желание гладить кошечку по шерстке, водить собачку гулять, расчесывать лошадке гриву, обнимать, кормить, называть животных ласковыми именами, любить и заботиться о них. Возможно, доброе детское сердце еще полюбит и эти игрушки:
Но как полюбить эти???
Что заставляют любить наших детей эти игрушки? Что они воспитывают в них?
Куклы, пупсы созданы для воспитания любви, заботы, для закладывания того фундамента, на котором впоследствии будет развиваться материнство. Дети видят перед собой младенца, который так нуждается в их заботе, которого нужно покормить, искупать, одеть, свозить в коляске на прогулку. Девочки примеряют на себя роль мамы, а мальчики-роль папы.
Что же делать девочке с куклой Винкс? Или с куклой Монстр Хай? Разве можно эту пышногрудую, длинноногую, тетеньку с минимумом одежды и максимумом косметики покачать на руках и спеть ей колыбельную? А чем же ее кормить? Ведь не манной же кашей? Это уже не дочь, а скорее подружка. И уже не ребенок играет с куклой, а кукла с ребенком. Она диктует свои правила игры. Она влечет в свой мир со своими параметрами 90-60-90, где не нужно ни о ком заботиться, где сплошные приключения и фантастические истории.
А кого же видит в этой кукле мальчик-папа? И вот уже исчезла сюжетно-ролевая игра «Семья». Ребенок видит отношения между родителями и детьми в семье, но сам не проживает в детстве этот опыт с помощью таких игрушек.
Мальчики же играют не просто с машинами, а с трансформерами, автоботами, которые оснащены оружием. Это те игры и игрушки, которые воспитывают такие качества личности как ненависть, гнев, несут заряд агрессии, жажду победы. Причем не победы в соревновании, а победы путем полного уничтожения соперника. И опять же, кто диктует правила игры? Опять игрушка. Ведь она изначально задумана и создана уничтожать, и для этого у нее все есть, производитель позаботился о вооружении.
Современные условия жизни, семья, снизили естественный способ передачи игровых традиций от родителей к детям. Родители не сохранили игрушки, в которые играли в детстве. Только 2% родителей смогли принести свои игрушки на выставку.
Опрос показал, что 40% родителей недооценивают игровое общение с детьми, не придают значения содержанию сюжета игры. Игрушки в таких семьях покупаются следуя моде, навязчивой рекламе, просьбам детей.
Очень хотелось бы этой статьей привлечь внимание родителей к использованию возможностей психолого-педагогического потенциала игрушек и игровой деятельности в духовно-нравственном развитии дошкольников. Способствовать поддержанию у родителей ответственного отношения к выбору игрушки и осознанию информации, которую несёт она ребенку. О чем нужно подумать при выборе игрушки?
- Игрушки не должны быть из токсичных материалов.
- Необходимо увидеть подлинное назначение игрушки. Чему она научит ребенка? Учитывать воспитательное и развивающее значение игрушки.
- Игрушка должна, с одной стороны, развивать способности ребёнка, и, в то же время, приносить ему радость и удовольствие.
- Игрушка должна позволять ребёнку проявлять самостоятельность при действии с ней.
- Игрушка по возможности должна вызывать гуманные чувства, поддерживать бережное отношение к живому. Недопустимо наличие в игрушке таких качеств, как насилие, жестокость агрессия ко всему живому.
- Необходимо учитывать художественные качества игрушки как средство формирования у ребёнка эстетического вкуса: соответствует ли игрушка представлениям о красоте, развивает ли чувство прекрасного, или вырабатывает дурной вкус, вульгарные представления о красоте.
Мещерякова И.В., воспитатель 1 средней группы «Подсолнушки»
Статья как нельзя лучше отражает современное состояние в индустрии игрушек. Многие игрушки действительно просто коллекционируются детьми, следуя моде, и чтобы «не отстать» от подружек, а вот реально играют девочки в старые добрые куклы, конечно, если мамы их научили. Дети очень любят играть, особенно с мамой и папой. Всем счастья и удачных покупок в магазине «Игрушек».
Эту статью просто небходимо опубликовать в газетах и сайтах нашего города. Может быть тогда родители задумаются о приобретение именно полезной игрушки для своего ребенка.