Понятие «дети с ограниченными возможностями здоровья» (далее — ОВЗ) употребляется в педагогической литературе достаточно давно, но в последние годы сущность этого понятия активно переосмысляется. «Ограничения возможностей» начинают рассматривать не столько как физиологические или психические недостатки индивида, сколько как несформированность внешних условий (материальных, социокультурных и др.), должных обеспечить детям указанной группы возможность проживать полноценную жизнь. Складывается понимание того, что безбарьерная образовательная среда — это среда, где ребенок с ОВЗ не испытывает трудностей, имеет все условия для самореализации, нравственного и умственного развития, физического роста и социальной адаптации.
В настоящее время идет процесс усовершенствования методики коррекционного образования, характеризующийся возросшим интересом к проблеме адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в обществе. Поэтому перед образовательными учреждениями встает необходимость организации иного процесса обучения детей, имеющих по причине того или иного заболевания сложности в усвоении общеобразовательной программы. Работа специалистов в области коррекционного образования начинается с постановки таких задач, как: выявление образовательного потенциала и особых возможностей детей; оказание конкретной психологической помощи детям, нуждающимся в коррекционном образовании; оказание помощи в осваивании образовательной программы; обеспечение развития ребенка относительно самого себя; содействие росту интеллектуального развития, повышению личностных качеств; оказание методической и психологической помощи родителям, имеющим детей с проблемным здоровьем. Работа всех педагогов должна строиться на принципе уникальности и важности каждого ребенка вне зависимости от его способностей. Осуществить индивидуальный подход в обучении детей с ОВЗ поможет внутренний, разработанный учреждением документ – индивидуальный маршрут обучения детей с ОВЗ.
Индивидуальный маршрут обучения детей с ОВЗ – это институциональный документ, который регламентирует и определяет содержание коррекционной развивающей деятельности, направленной на помощь ребенку с проблемами психологического и физиологического развития и его семье. Схема индивидуального маршрута обучения детей с ОВЗ разрабатывается с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Это и состояние здоровья, и особенности психофизического развития, интересов, способностей, эмоциональности, типа темперамента, степени освоения учебной программы. Разрабатывая индивидуальный маршрут обучения детей с ОВЗ, следует учитывать параметры, влияющие на охрану здоровья детей. Очень важно создать комфортные психологические условия, проявлять в работе с каждым ребенком доброжелательность, владеть тактичностью при оценивании результатов его обучения, поощрять взаимоуважение в отношениях между детьми. Необходимо принять меры, такие как введение продолжительных перемен и предупреждение психофизических перегрузок. Периодическая смена видов деятельности, выполнение заданий, требующих творческого подхода, использование красочного раздаточного материала, — все это способствует предотвращению эмоциональных срывов.
Схема индивидуального маршрута обучения детей с ОВЗ включает в себя: целевую часть, содержащую сведения о ребенке и его семье; информационную часть, содержащую данные об особенностях интеллектуального, физического, психологического развития ребенка при постановке его на учет; содержательную часть, в которой прописываются коррекционные развивающие программы специалистами, реализующими эти программы; технологическую часть, разрабатываемую с учетом ведущих видов деятельности ребенка на основании программ, технологий, методик, реализуемых образовательной организацией; результативную часть, отражающую контроль и учет достижений ребенка, отслеживание прогресса развития ребенка, оценку результатов обучения и социализации.
Периодический мониторинг фактических результатов и сравнение их с запланированными результатами дает возможность вносить корректировку в схему индивидуального маршрута обучения детей с ОВЗ, что, безусловно, приносит большую пользу в развитии ребенка. Для подведения итогов собирается медико-психологический консилиум, который дает заключение о проделанной работе и разрабатывает дальнейший план индивидуального маршрута обучения детей с ОВЗ.
На заседание психолого-медико-педагогического консилиума приглашаются родители, которые знакомятся с результатами индивидуального подхода в обучении детей с ОВЗ и принимают участие в планировании дальнейших мероприятий. Таким образом, индивидуальный маршрут обучения детей с ОВЗ – это индивидуальная дорожная карта, применяемая педагогами с целью развития и формирования у ребенка необходимых знаний и умений.
Наше общество не готово к обучению таких детей. В детском саду ещё и возможно в общей группе , а в школе, не позавидуешь никому, ни учителям, ни одноклассникам, ни детям с ОВЗ.
Дети с ограниченными возможностями здоровья были, есть и будут в образовательных организациях! Успехи этих детей, только в руках педагогов и родителей, которые понимают всю ответственность и хотят помочь!
Ребенку с таким диагнозом, как раз лучше в обычный сад, так они быстрее адаптируются и в обычную школу идут. Но конечно ни любой сад может принять такого «необычного» ребенка.