Как научить ребенка читать? Буквы подождут!

    С чего начинается чтение? Конечно же, с изучения букв, скажете вы. А вот и нет! Освоение азбуки — лишь одно из четырех умений (причем последнее), которыми ребенку предстоит овладеть, чтобы научиться читать. Итак, с чего же начать родителям, которые готовы заняться обучением чтению своего малыша?

    Прежде чем дети начнут читать, им необходимо развить четыре базовые способности:

    • приобрести хороший словарный запас,
    • уметь рассказать историю,
    • понять, как звуки складываются в слова (ученые называют это «фонологическим осознанием»),
    • освоить азбуку (или «письменный код»).

    Сегодня поговорим о том, почему так важны первые два умения и как их развить.

    Словарный запас

    78158183

    Чтение лишь дополняет языковую систему, которая у детей уже имеется. Это означает, что ребенок, который в совершенстве владеет речью, будет иметь преимущества, когда дело дойдет до чтения.

    На самом деле объем словарного запаса — это самый верный предсказатель последующего развития способностей в области чтения и грамотности. А лучший способ расширения словарного запаса — это говорить, говорить, и еще раз говорить.

    Исследователи обнаружили, что, даже не сознавая того, родители соотносят свою манеру речи с уровнем развития ребенка. Причем, похоже, они практически всегда действуют с небольшим опережением. Так что если, например, ребенок разговаривает преимущественно предложениями, состоящими из трех слов, родители склонны добавлять к своим предложениям одно-два слова, но не говорить целыми параграфами, как в разговорах с другим взрослым.

    Мастерство рассказчика

    Второй критически важный навык для умения читать — это мастерство рассказчика. Оказывается, умение рассказывать истории — это один из мостиков, которые помогают детям перейти от устной речи к чтению.

    Хорошая история включает в себя вступление, которое обрисовывает обстановку и некоторых персонажей, постановку некоторой проблемы, цель, сценарий, благодаря которому действующие лица осмысленно движутся к цели, а также концовку, в которой персонажи достигают цели.

    По мере того как дети становятся старше, они добавляют больше элементов в структуру рассказа. История двухлетнего ребенка имеет завязку и концовку, но ей недостает тех деталей, которые присутствуют в истории пятилетнего ребенка. К 9 годам в рассказах детей присутствуют все эти компоненты.

    По мере взросления ребенка становится более изощренной не только структура его рассказов, но и язык. Истории двухлетнего ребенка часто сосредоточены на местоимении «я», в то время как детям постарше легко рассказывать истории о других людях или о вымышленных персонажах.

    Как помочь ребенку стать рассказчиком

    rebenok-chitaet-knigu-2415-2К счастью, детям от природы свойственно получать удовольствие от рассказывания историй, и мы можем многое сделать, чтобы развить их способности. Прежде всего, необходимо внимательно слушать. Дети часто говорят важные вещи, и к ним следует относиться как к таковым. А мы часто слушаем вполуха или вообще пропускаем мимо ушей личные истории и важные события, которыми дети пытаются с нами поделиться.

    Необходимо реагировать по существу. Задавайте вопросы и слушайте ответы с целью понять ребенка, а не поправить.

    И наконец, сотрудничайте: самые лучшие истории получаются, когда мы распространяем сказанное детьми.

    Как понять, умеет ли ваш 3-5-летний ребенок рассказывать истории? Проведите такой эксперимент. Купите новую иллюстрированную книжку. Подойдет любая книжка с картинками, в которой есть связный сюжет. «Прочтите» такую книжку вместе с ребенком и обратите внимание на то, каким образом малыш излагает свой рассказ. Описывает ли он обстановку? А персонажей? Задает ли он задачу, ставит ли цель, определяет ли решение задачи?

    Вы можете ставить этот эксперимент примерно каждые полгода и наблюдать, как растет умение вашего ребенка рассказывать связные истории. Ведите дневниковые заметки, описывая, как он рассказывает одну и ту же историю, становясь старше. Вот будет здорово заглянуть в эти записи, когда ребенок начнет сам писать рассказы!

    Еще один способ развить мастерство рассказчика — побуждать ваших 3—5-летних детей к самостоятельному составлению историй. Рассказ о себе нетрудно придумать. Задайте ребенку начало примерно такой фразой: «Самое смешное, что случилось со мной сегодня, — это…» Или такой вариант: «Самое лучшее, что сегодня случилось со мной в детском саду, — это…», а потом дайте ребенку возможность развивать историю самостоятельно и наблюдайте, какие у него возникнут мысли.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.