Дошкольный период очень важен для развития интеллектуальных способностей человека. Считается, что от рождения до 3 лет — тот период, когда родители могут максимально способствовать развитию потенциала ребенка.
Но останавливаться на этом не стоит. Важно продолжать расширять горизонты возможностей малыша. В этом родителям и педагогам окажет неоценимую поддержку общение с детьми в игровой форме.
Сегодня мы предлагаем 12 оригинальных игр, которые сделают ваш досуг с ребенком не только увлекательным, но и очень полезным.
Почему необходимо играть с ребенком?
Почему именно вам нужно играть с ребенком? Потому что вы даете ему значительно больше, чем любая игрушка. Общаясь с вами, малыш активно развивается во всех отношениях.
В возрасте от трех до семи лет в организме происходят значительные изменения. Мы предлагаем вам идеи, которые помогут раскрыть физический потенциал ребенка, выработать новые навыки. Активные игры для развития общей моторики, творческие занятия, задания на улучшение координации и равновесия.
Через игровой процесс вы поможете ребенку улучшить речь, подготовите его к успешному старту в чтении и письме. Разыгрывание сценок и различных жизненных ситуаций понарошку поможет развить искусство общения, стимулирует лидерские качества, повышает самооценку, ориентирует на успех.
По мере взросления эмоции становятся более разнообразными, и малыш учится их контролировать, доносить через слова. Именно в формате игры ребенку проще всего выражать свои чувства, мечты и желания. Кроме того, ролевые игры учат делиться, дожидаться своей очереди, помогать друг другу.
Создавая для ребенка стимулирующую образовательную среду, вы помогаете ему полностью раскрыть заложенный в нем потенциал.
Играем!
Части животных
Предложите ребенку подобрать головы и хвосты различным животным. Можно добавить игре веселья, создав чудо-зверей на усмотрение малыша.
Потребуются:
- Изображения животных из журналов
- Ножницы
- Клей
- Лист плотной бумаги
- Заранее вырежьте изображения различных животных.
- Разрежьте изображения пополам, разделив на головную часть и хвостовую.
- Положите половинки картинок перед ребенком, попросите подобрать соответствующие хвост к голове.
- Пусть ребенок наклеит целое животное на лист бумаги.
Вариант игры: предложите ребенку специально перепутать головы и хвосты, чтобы получились новые невиданные звери!
Безопасность: используйте клей-карандаш и ножницы с закругленными концами.
Угадай!
Загадайте предмет из вашего окружения. Если вы дадите ребенку достаточно подсказок, он сможет сразу угадать, что вы имеете в виду. Также будет правильно дать возможность малышу загадать загадку вам!
Где играть: дома, на прогулке, в гостях или магазине.
- Выберите интересный и хорошо знакомый ребенку предмет.
- Скажите, что вы загадали предмет из того, что вас окружает. Дайте одну подсказку, например, цвет, форму или размер.
- Пусть ребенок с помощью наводящих вопросов попробует угадать, что за предмет вы задумали.
- Поменяйтесь ролями и постарайтесь угадать, что загадал ваш малыш.
Ритм-рифма
Следовать ритму звучащей песни не так-то просто. Эта игра требует координации, способствует развитию слуха у малыша и чувства рифмы. Игра будет уместна, например, в машине. Она займет и отвлечет ребенка в дороге.
Потребуется:
- Музыка
- Предложите слово, например «день».
- Проговаривайте слово в ритм играющей музыке: «День-день-день-день-день».
- Попросите ребенка продолжить музыкальный ритм новым словом, которое бы звучало в рифму с предыдущим.
- Придумывайте слова по очереди, пока игра не надоест.
Определи на ощупь
Научите ребенка использовать осязание для исследования окружающей среды. Пусть он создает мысленные образы вещей, к которым имеет возможность прикоснуться с закрытыми глазами.
Что потребуется:
- Несколько предметов небольшого размера: мягкая игрушка, чашка, печенье, мячик, мочалка и другие
- Большой пакет или корзина
- Повязка на глаза
- Подберите предметы для игры и сложите их в пакет или корзину.
- Сядьте с ребенком на полу друг перед другом, объясните суть игры.
- Завяжите малышу глаза.
- По очереди вкладывайте предметы из корзины в руки ребенку.
- Просите тщательно ощупать и угадать, что он держит.
- Давайте подсказки, если ребенок не справляется.
Безопасность: обязательно оговорите с малышом, что вы собираетесь завязать ему глаза. Если ему не понравится повязка, вы можете играть просто зажмурившись. И, конечно, все предметы должны быть безопасными.
Книга обо мне
Сделайте с ребенком особенную книжку — где он сам будет главным героем!
Что потребуется:
- Плотная бумага
- Журналы с картинками
- Фотографии вашего ребенка и других членов семьи
- Рисунки ребенка
- Ножницы
- Клей
- Степлер
- Ручка
- Соберите визуальные элементы, значимые для вашего ребенка, в том числе его рисунки, фотографии малыша, его друзей, питомцев, поделок, семейные фотоснимки.
- Соберите альбом из листов бумаги, поместив коллаж из изображений, вырезок и комментариев малыша.
- Скрепите листы между собой.
- Приложите обложку: «Все обо мне!»
- Когда книга будет завершена, прочитайте ее вместе.
Такой проект может быть растянут во времени не на один день. Возвращайтесь к работе, когда у вас и у ребенка будет настроение.
Найди часы!
Всего несколько минут на то, чтобы найти тикающие часы! Как это увлекательно и захватывающе! Где же они могут быть? Нужно слушать очень внимательно, а думать и двигаться – быстро.
Что потребуется:
Кухонный таймер или будильник, который тикает достаточно громко.
- Заведите таймер на 3-5 минут и спрячьте его в комнате или во дворе.
- Попросите ребенка прислушаться.
- Скажите ребенку, что у него есть 3 минуты на то, чтобы найти таймер! А для успешного поиска нужно быть очень внимательным!)
- Если малыш испытывает трудности, давайте подсказки.
- Сыграйте еще раз, уменьшив время поиска.
Вариант игры: вы можете помочь в поисках, говоря «горячо» или «холодно», когда ребенок приближается или удаляется от часов.
Падающая башня
Малышам порой больше нравится разрушать что-то, чем строить. Это не страшно, ведь это всего лишь игра! Строить с полуторагодовалым малышом башенки из кубиков можно до бесконечности. И каждый раз процесс падения постройки будет вызывать у него бурю эмоций.
Что потребуется:
- Кубики, палочки, брусочки, печенье или другие предметы, из которых можно сложить башню.
- Удобнее всего играть на полу, но можно и за столом, если материалом для постройки служат, например, крекеры.
- По очереди складывайте друг на друга предметы, чтобы получилась высокая башня.
Вариант игры: вы можете складывать параллельно две башни – чья получится выше? Многоярусные постройки также пользуются большой популярностью у малышей.
Разговор по душам
Иногда намного интереснее разговор складывается по телефону, чем с глазу на глаз. Сделайте самодельный аппарат из двух бумажных стаканчиков и веревочки, продетой между ними.
- Смастерите аппарат и украсьте каждый свою «трубку» наклейками или рисунками.
- Разойдитесь по разным концам комнаты или сядьте по обе стороны дивана.
- Начните разговор, как это обычно бывает: «Привет, это мама!»
- Поговорите о том, что случилось сегодня у каждого из вас.
Танцуй, рука!
Как танцевать, если в твоем распоряжении всего одна часть тела? Попробуем?
Что потребуется:
- Музыка
- Используйте любую танцевальную музыку. Попросите ребенка прислушаться к ритму.
- Устройте танцевальный батл. По очереди говорите друг другу, какая часть тела будет сейчас танцевать.
Покажи, что чувствуешь
Порой детям непросто верно выразить свои эмоции. Эта игра поможет ребенку лучше разбираться в собственных чувствах и правильно воспринимать чужие.
Что потребуется:
- Иллюстрации или картинки, на которых изображены человеческие эмоции
- Подберите картинки с различными эмоциями: веселье, радость, печаль, страх, огорчение, испуг, нежность, любовь, безразличие и другие.
- Обсудите с ребенком, что чувствуют люди на изображениях, как они выражают эти чувства.
- Сложите картинки стопкой «лицом» вниз.
- Переворачивайте картинки по одной и попросите ребенка изобразить отраженную эмоцию, не прибегая к словам.
- Вы должны угадать, что за эмоция изображена на картинке по тому, как малыш ее покажет.
Угадай конец
Научите ребенка предсказывать конец истории. В дальнейшем он сможет применять этот навык в выполнении любых когнитивных задач.
Что потребуется:
- Книжка с замечательным концом
- Найдите уютное место для чтения.
- Прочитайте ребенку часть сказки или рассказа и остановитесь, не доходя до конца.
- Спросите его, что, по его мнению, произойдет дальше.
- Предложите ему придумать несколько возможных вариантов развития событий.
- Дочитайте книгу до конца, чтобы узнать, чем она закончилась.
Следуй за наклейками!
Эта игра — вариант охоты за сокровищами, который научит ребенка внимательно идти по следам. А куда и к чему они его приведут — зависит от вас.
Что потребуется:
- Цветные наклейки
- Награда-сокровище
- Место для игры
- Придумайте маршрут, по которому предстоит пройти ребенку-кладоискателю.
- Поместите наклейки на виду по пути следования.
- В конце пути положите награду.
- Объясните ребенку, как нужно проводить поиски и что его ожидает в конце.
- Обязательно вместе отпразднуйте успешный итог мероприятия.
В заключение
Несколько стимулирующих идей, кое-какие материалы для творчества и время — это все, что вам потребуется для создания неповторимой среды в виде игры-обучения для ребенка.
Не забывайте:
- Ребенок учится особенно продуктивно, только если вы являетесь активным участником процесса.
- Вы — лучший учитель для своего малыша, и в ваших силах сделать процесс обучения веселым.
- Наслаждайтесь временем, которое вы проводите вместе! Потом вы получите такую отдачу, о которой даже не мечтали.
Период до школы — самое благоприятное время для игр в жизни малыша. Вы получите огромное удовольствие, наблюдая, как он становится более ловким, как растет его словарный запас, как из эгоцентричного карапуза он превращается в социально адаптированного ребенка.
Помните – связь, которая возникает между вами в эти годы, сохранится на всю жизнь!
Взрослы, не ленитесь — общайтесь, играйте, спорьте, стройте и ломайте, делайте все вместе — и вам понравится! А главное, что это станет вашими лучшими воспоминаниями в жизни, когда дети вырастут.